Законы смешанной реальности — без розовых очков

Буду­щее чело­ве­че­ско­го созна­ния будет гибрид­ным. Мы ста­нем жить и рабо­тать в вез­де­су­щей вычис­ли­тель­ной сре­де, где физи­че­ская реаль­ность и повсе­мест­ный циф­ро­вой уро­вень соеди­ня­ют­ся бес­шов­но, в соот­вет­ствии с логи­кой про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и с изоби­ли­ем силь­но зави­ся­щих от кон­тек­ста дан­ных. Это сме­шан­ная реаль­ность (Mixed Reality, MR) — и ско­ро она ста­нет про­сто реаль­но­стью: спро­еци­ро­ван­ная на наше вооб­ра­же­ние, все­гда вклю­чён­ная, все­гда под­клю­чён­ная и глу­бо­ко персонализированная.

Она будет реа­ли­зо­ва­на сна­ча­ла через наго­лов­ный дис­плей, а в конеч­ном счё­те встро­ит­ся в наше вос­при­я­тие с помо­щью более тон­ких вхо­дов. Ито­го­вая чело­ве­че­ская сеть будет гран­ди­оз­ной дина­ми­че­ской систе­мой, спо­соб­ной полу­чить огром­ное зна­че­ние для чело­ве­че­ства, насколь­ко толь­ко мы при­мем наше кибер-буду­щее и дару­е­мые систе­мой сверхспособности.

captain_blood_04

Мы еще не дошли до тако­го, но это дале­ко не науч­ная фан­та­сти­ка. Сего­дняш­ние про­дук­ты MR/VR несколь­ко неук­лю­жи с точ­ки зре­ния аппа­рат­но­го обес­пе­че­ния, неудоб­ны с точ­ки зре­ния поль­зо­ва­тель­ско­го опы­та и ско­ва­ны фак­ти­че­ски­ми про­бле­ма­ми про­из­во­ди­тель­но­сти и огра­ни­чен­ным кон­тен­том. Тем не менее, это вре­мен­ные огра­ни­че­ния, кото­рые будут вско­ре пре­одо­ле­ны — и, веро­ят­но, быст­рее, чем мы ожидаем.

«Light» — кон­цеп­ту­аль­ное устрой­ство вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для 2020 года, облег­ча­ю­щее обмен опы­том. Буду­щие VR-устрой­ства не будут стес­нять, будут мень­ше и лег­че, и, сле­до­ва­тель­но, мобиль­нее, всё боль­ше «отклю­чая» физи­че­скую реаль­ность более реа­ли­стич­ны­ми 3D-видео и аудио и сти­му­ли­руя дру­гие чув­ства поми­мо зре­ния и слу­ха, поз­во­ляя «под­клю­че­ние» и по ним.

Буду­щая аппа­ра­ту­ра будет в состо­я­нии визу­а­ли­зи­ро­вать циф­ро­вой кон­тент высо­ко­го раз­ре­ше­ния, пол­но­стью сли­ва­ю­щий­ся с окру­жа­ю­щей сре­дой, а сами устрой­ства ста­нут доста­точ­но малы, что­бы носить их посто­ян­но. Слож­ные зада­чи User Experience будут реше­ны, и новые моде­ли вза­и­мо­дей­ствия воз­ник­нут вме­сте с новой вычис­ли­тель­ной пара­диг­мой. И в кон­це кон­цов инфра­струк­ту­ра, про­пуск­ная спо­соб­ность, кон­тент и воз­мож­но­сти под­клю­че­ния смо­гут обес­пе­чить пол­ное погру­же­ние пользователя.

Большие данные, высокая точность

Что мог­ло бы пой­ти не так?

По дан­ным Все­мир­но­го эко­но­ми­че­ско­го фору­ма, все эти инно­ва­ции и экс­по­нен­ци­аль­ный темп изме­не­ний гово­рят о нача­ле чет­вёр­той про­мыш­лен­ной рево­лю­ции, кото­рая будет харак­те­ри­зо­вать­ся мас­со­вы­ми сбо­я­ми в рабо­те биз­не­са и обще­ства, наря­ду с бес­пре­це­дент­ны­ми гло­баль­ны­ми вызо­ва­ми, таки­ми как нера­вен­ство дохо­дов, авто­ма­ти­за­ция тру­да и посто­ян­ная без­ра­бо­ти­ца, но не только.

Оче­вид­но, тех­но­ло­гия не явля­ет­ся ней­траль­ной силой, и если исто­рия это руко­во­дя­щий прин­цип, она будет про­дол­жать фор­ми­ро­вать инди­ви­ду­аль­ную и соци­аль­ную иден­тич­ность с резуль­та­том как в луч­шую, так и в худ­шую сто­ро­ну. На этот раз раз­ни­ца состо­ит в ско­ро­сти изме­не­ний, в потен­ци­аль­ных сете­вых эффек­тах новых тех­но­ло­гий и в нашей спо­соб­но­сти свое­вре­мен­но адаптироваться.

captain_blood_01b

Сме­шан­ная реаль­ность явля­ет­ся клю­че­вым ком­по­нен­том это­го иде­аль­но­го штор­ма — пото­му что она пред­став­ля­ет собой высо­ко­точ­ный интер­фейс меж­ду людь­ми и фор­ми­ру­ю­щей­ся сетью. Инно­ва­ции в боль­ших дан­ных, искус­ствен­ном интел­лек­те и сен­со­рах при­ве­дут к всё более и более слож­ным циф­ро­вым про­дук­там, кото­рые смо­гут опре­де­лить новую циф­ро­вую реаль­ность, осно­ван­ную на исклю­чи­тель­ных уров­нях кон­тек­ста, пони­ма­ния и дан­ных. Этот сете­вой интел­лект вбе­рёт в себя мно­же­ство сиг­на­лов, отно­ся­щих­ся к отдель­ным инди­ви­дам, сооб­ще­ствам и боль­шим груп­пам людей, и это при­ве­дёт к бес­пре­це­дент­но­му уров­ню деталь­ных зна­ний о чело­ве­че­ском пове­де­нии — вплоть до каж­до­го кон­крет­но­го рас­смат­ри­ва­е­мо­го человека.

С уче­том теку­щих биз­нес-моде­лей — и эко­но­ми­ки вни­ма­ния, в кото­рой они рабо­та­ют — сме­шан­ная реаль­ность может стать клю­чом к дисто­пи­че­ской пет­ле обрат­ной свя­зи эпи­че­ских мас­шта­бов, с потен­ци­а­лом для круп­но­мас­штаб­ных соци­аль­ных и пер­со­наль­ных мани­пу­ля­ций. Пред­ставь­те себе про­дук­то­вый шопинг. Или про­смотр теле­ви­зо­ра. Или соци­аль­ные медиа.

captain_blood_06d

Раз­мыш­ляя впе­рёд, мы долж­ны боять­ся не робо­тов, но капи­та­ли­стов, кото­рые будут исполь­зо­вать эти систе­мы для моне­ти­за­ции наше­го созна­ния, вни­ма­ния, вре­ме­ни и пове­де­ния. А когда этот день наста­нет, мы вооб­ще заме­тим? Или же пере­ход будет настоль­ко есте­ствен­ным, что Facebook (или его пре­ем­ник) по умол­ча­нию ста­нет интер­фей­сом наше­го жиз­нен­но­го опыта?

Таким обра­зом, с боль­ши­ми дан­ны­ми при­хо­дит и боль­шая ответ­ствен­ность. Кто ста­нет решать, как опре­де­лять буду­щие биз­нес-моде­ли? Кому вы буде­те доверять?

Законы смешанной реальности

В 1942 году Айзек Ази­мов при­ду­мал свои «Зако­ны робо­то­тех­ни­ки» в попыт­ке понять и опре­де­лить эти­че­ские гра­ни­цы искус­ствен­но­го интел­лек­та. Несмот­ря на вымыш­лен­ность, эти зако­ны про­дол­жа­ют сти­му­ли­ро­вать наше раз­мыш­ле­ние о соци­аль­ном вли­я­нии новых тех­но­ло­гий. Подоб­ным обра­зом мы нуж­да­ем­ся и в «Зако­нах сме­шан­ной реаль­но­сти», кото­рые помо­гут нам сфор­ми­ро­вать дис­курс и буду­щее раз­ви­тие MR с акцен­том на пред­по­чти­тель­ные послед­ствия. Эти Зако­ны свя­за­ны с тре­мя важ­ны­ми про­блем­ны­ми обла­стя­ми, рас­про­стра­ня­ю­щи­ми­ся на лич­ность, обще­ство и экономику.

*
Первый закон: Личность

Сме­шан­ная реаль­ность долж­на уси­ли­вать нашу спо­соб­ность к осо­знан­но­му вниманию.

Суще­ству­ет явный риск, что типы пове­де­ния, кото­рые мы заме­ча­ем сей­час — бытие «в сво­ём теле­фоне», а не в реаль­ном мире — будут усу­губ­лять­ся сме­шан­ной реаль­но­стью. Буду­щая циф­ро­вая жизнь долж­на про­ти­во­сто­ять этой тен­ден­ции и уси­ли­вать нашу спо­соб­ность при­сут­ствия для себя и дру­гих, а так­же помо­гать поль­зо­ва­те­лям балан­си­ро­вать слож­ные пото­ки инфор­ма­ции, уве­дом­ле­ний и сти­му­лов в рам­ках целост­но­го опыта.

Есть шанс про­ти­во­сто­ять аддик­тив­ным аспек­там тех­но­ло­гии (таким как FoMO — fear of missing out, боязнь про­пу­стить что-то инте­рес­ное), кото­рые ослаб­ля­ют нашу спо­соб­ность сосре­до­то­чи­вать­ся, при­во­дят к сокра­ще­нию про­дол­жи­тель­но­сти кон­цен­тра­ции вни­ма­ния и умень­ша­ют про­из­во­ди­тель­ность чело­ве­ка и его потенциал.

*
Второй закон: Общество

Сме­шан­ная реаль­ность долж­на вопло­щать сов­мест­ный чело­ве­че­ский опыт.

Эмпа­тия не явля­ет­ся дан­но­стью в этом новом мире. Как это ни пара­док­саль­но, посколь­ку MR/VR поз­во­лят нам про­жи­вать раз­лич­ные миры и кон­тек­сты за пре­де­ла­ми наших соб­ствен­ных, мы можем замкнуть­ся в себе в смыс­ле локаль­но­сти опы­та и стать огра­ни­чен­ны­ми пузы­рём алго­рит­ми­че­ских филь­тров и пет­лёй обрат­ной свя­зи наше­го соб­ствен­но­го изго­тов­ле­ния. Что­бы про­ти­во­сто­ять это­му, нам нуж­но будет создать новые моде­ли и воз­мож­но­сти вза­и­мо­дей­ствия, пред­на­зна­чен­ные для облег­че­ния откры­тия ново­го, сов­мест­но­го исполь­зо­ва­ния и кон­так­тов меж­ду людь­ми — вир­ту­аль­но и в реаль­ном мире.

*
Третий закон: Экономика

Сме­шан­ная реаль­ность долж­на ува­жать гра­ни­цы меж­ду ком­мер­ци­ей и данными.

Непро­зрач­ные биз­нес-моде­ли, предо­став­ля­ю­щие услу­ги в обмен на пер­со­наль­ные дан­ные, не будут устой­чи­вы­ми в сме­шан­ной реаль­но­сти. По мере того как поток дан­ных ста­но­вит­ся насы­щен­нее — с точ­ки зре­ния пони­ма­ния как кон­тек­ста, так и чело­ве­че­ско­го пове­де­ния — дан­ные будут всё более цен­ным, и ими ста­нет лег­че мани­пу­ли­ро­вать в поль­зу чужих инте­ре­сов. Новые биз­нес-моде­ли будут обя­за­ны ува­жать непри­кос­но­вен­ность лич­ной жиз­ни, а эти­ка дан­ных потре­бу­ет уси­лен­но­го регу­ли­ро­ва­ния и надзора.

Формируя предпочтительное будущее

captain_blood_03a

Зако­ны дают осно­ву для опре­де­ле­ния пред­по­чти­тель­ных послед­ствий, кото­рые сле­ду­ет учи­ты­вать при созда­нии новых про­дук­тов, сер­ви­сов и биз­нес-моде­лей. По мере наше­го вовле­че­ния в слож­ность сле­ду­ю­щей про­мыш­лен­ной рево­лю­ции, ори­ен­ти­ро­ван­ные на послед­ствия мыш­ле­ние и дизайн будут иметь реша­ю­щее зна­че­ние для опти­ми­за­ции систем при одно­вре­мен­ной мини­ми­за­ции нега­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Став­ки слиш­ком высо­ки, что­бы думать ина­че или про­во­дить тех­но­ло­ги­че­ские инно­ва­ции про­сто на бла­го людей и обще­ства. Хотя это не исчер­пы­ва­ю­щий спи­сок, сле­ду­ю­щие пять реша­ю­щих послед­ствий состав­ля­ют пред­по­чти­тель­ное буду­щее для сме­шан­ной реальности.

  1. При­сут­ствие: Новые согла­ше­ния, кото­рые прерывают/заменяют модаль­ность «новост­ной лен­ты» и помо­га­ют отдель­ным людям опти­ми­зи­ро­вать вни­ма­ние, вза­и­мо­от­но­ше­ния и эффек­тив­ность в повсе­днев­ной жизни.
  2. Эмпа­тия: Более глу­бо­кое пони­ма­ние дру­гих — в бли­жай­шем окру­же­нии и шире — и появ­ле­ние соци­аль­но­го эти­ке­та для жиз­ни в сме­шан­ной реальности.
  3. Раз­но­об­ра­зие: Срыв пузы­ря филь­тров, спо­соб­ству­ю­щий рас­ши­ре­нию опы­та и пони­ма­нию нюан­сов мно­гих точек зрения.
  4. Про­зрач­ность: Про­зрач­ные биз­нес-моде­ли и тран­зак­ции, бази­ру­ю­щи­е­ся на спра­вед­ли­вом обмене цен­но­стей и осно­ван­ные на доверии.
  5. Воз­дей­ствие: Поль­зо­ва­тель может осу­ществ­лять кон­троль над важ­ней­ши­ми аспек­та­ми сво­е­го опы­та, вклю­чая уро­вень погру­же­ния, инте­гра­ции с дру­ги­ми систе­ма­ми и так далее.

Мы есть то, о чём мы думаем

Дей­стви­тель­но важ­ный вид сво­бо­ды вклю­ча­ет в себя и вни­ма­ние, и осо­знан­ность, и дис­ци­пли­ну… Это насто­я­щая сво­бо­да. То есть быть обра­зо­ван­ным и пони­мать то, как думать. Аль­тер­на­ти­вой явля­ет­ся несо­зна­тель­ность, «настрой­ки по умол­ча­нию», кры­си­ные бега, посто­ян­ное гне­ту­щее чув­ство, что вы что-то име­ли, но поте­ря­ли, что-то бес­ко­неч­но важное.
Дэвид Фостер Уоллес

В 2005 году писа­тель Дэвид Фостер Уол­лес обра­тил­ся к выпуск­но­му кур­су Kenyon College и ска­зал им, по сути дела, что наи­бо­лее цен­ным резуль­та­том их обра­зо­ва­ния ста­ла сво­бо­да думать о сво­их соб­ствен­ных спо­со­бах выра­же­ния. Он пред­по­ла­гал фун­да­мен­таль­ный вид чело­ве­че­ской актив­но­сти — сво­бо­ду опре­де­лять нашу соб­ствен­ную мен­таль­ную жизнь, кото­рая фор­ми­ру­ет наш жиз­нен­ный опыт, что, в свою оче­редь, фор­ми­ру­ет инди­ви­ду­аль­ную иден­тич­ность, а зна­чит и общество.

captain_blood_05

Я думаю, Уол­лес мог бы вол­но­вать­ся о сме­шан­ной реаль­но­сти. Она оли­це­тво­ря­ет собой эво­лю­цию чело­ве­че­ско­го созна­ния, кото­рая, воз­мож­но, более глу­бо­ка и зна­чи­ма, чем мы допус­ка­ем, осо­бен­но если рас­смат­ри­вать её в кон­тек­сте быст­рых тех­но­ло­ги­че­ских инно­ва­ций, экс­по­нен­ци­аль­но­го роста и при­ро­ды рас­ту­щей эко­но­ми­че­ской систе­мы. Посколь­ку тех­но­ло­гия MR нахо­дит­ся на ста­дии ста­нов­ле­ния, сей­час самое вре­мя обсу­дить её эти­че­ские под­тек­сты, усво­ить ори­ен­ти­ро­ван­ный на послед­ствия под­ход к инно­ва­ци­ям и опре­де­лить даль­ней­ший путь.

Если мы сде­ла­ем это, наде­юсь, мы смо­жем раз­ви­вать те бес­ко­неч­но важ­ные вещи, кото­рые наи­бо­лее зна­чи­мы имен­но для нас, созда­вая настоль­ко вол­шеб­ное буду­щее, насколь­ко оно пред­ве­ща­ет тако­вым быть.


John Rousseau
Джон Рус­со

Испол­ни­тель­ный дирек­тор кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии Artefact в Сиэт­ле, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щей­ся на инно­ва­ци­ях и дизайне. В душе Джон фило­соф, пред­по­чи­та­ю­щий ана­ло­го­вую жизнь.

twitter.com/John_Rousseau

Последние посты

Архивы

Категории