Тень танцующей марионетки

Нет ника­ких людей, ниче­го подобного.

Томас Лигот­ти

В мире не суще­ству­ет такой вещи как самость:

Никто нико­гда не был или не имел ника­кой самости.

Томас Мет­цин­гер

1.Быть никем

В сво­ей рабо­те Быть никем1 Томас Мет­цин­гер бро­са­ет ради­каль­ный вызов любой фор­ме фило­соф­ской защи­ты ста­ту­са субъ­ек­тив­но­го само­со­зна­ния от пося­га­тельств редук­тив­ной ней­ро­на­у­ки. Исполь­зуя все ресур­сы зарож­да­ю­щей­ся нау­ки о созна­нии, Мет­цин­гер пред­ла­га­ет одним при­ё­мом устра­нить само­сти с онто­ло­ги­че­ско­го гори­зон­та и раз­ру­шить наши самые сокро­вен­ные «изна­чаль­ные» пред­став­ле­ния [intuitions] о «нас самих» и о нашем месте в мире. Такие пред­став­ле­ния слу­жат пред­по­сыл­кой для фено­ме­но­ло­ги­че­ско­го опи­са­ния мира, в кото­ром про­во­дит­ся раз­ли­чие меж­ду при­род­ны­ми, мани­фе­сти­ро­ван­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми [appearances] и супер­вент­ны­ми изощ­ре­ни­я­ми тео­ре­ти­че­ско­го позна­ния. Делая став­ку на яко­бы «необъ­ек­ти­ви­ру­е­мое» изме­ре­ние субъ­ек­тив­но­сти, фило­со­фия стре­ми­лась сохра­нять дистан­цию отно­си­тель­но осле­пи­тель­ной эффек­тив­но­сти ней­ро­на­у­ки. Так назы­ва­е­мый «прин­цип всех прин­ци­пов» Гус­сер­ля пред­став­ля­ет собой, пожа­луй, наи­бо­лее ради­каль­ное выра­же­ние фило­соф­ских пред­по­сы­лок тако­го рода: «любое даю­щее из само­го пер­во­ис­точ­ни­ка созер­ца­ние есть пра­во­вой источ­ник позна­ния, и всё, что пред­ла­га­ет­ся нам в “инту­и­ции” из само­го пер­во­ис­точ­ни­ка (так ска­зать, в сво­ей насто­я­щей живой дей­стви­тель­но­сти), нуж­но при­ни­мать таким, каким оно себя даёт, но и толь­ко в тех рам­ках, в каких оно себя даёт»2. Но имен­но пра­во­мер­ность таких «дотео­ре­ти­че­ских» пред­став­ле­ний Мет­цин­гер про­бле­ма­ти­зи­ру­ет на том осно­ва­нии, что даже сами пред­став­ле­ния нико­гда не «мани­фе­сти­ру­ют­ся» перед созна­тель­ным субъ­ек­том, кото­рый пере­жи­ва­ет их в опы­те, мгно­вен­но. Рабо­тая на несколь­ких уров­нях объ­яс­не­ния, Мет­цин­гер не толь­ко успеш­но зада­ёт осно­ва­ния гиб­кой нау­ки о созна­нии, но и раз­об­ла­ча­ет «наив­ный реа­лизм» созна­ния каса­тель­но его соб­ствен­ных состояний.

Несмот­ря на суще­ствен­ную тех­ни­че­скую слож­ность, итог ана­ли­за Мет­цин­ге­ра пре­дель­но ясен: «в мире не суще­ству­ет таких вещей как само­сти: никто нико­гда не был или не имел ника­кой само­сти»3. Сле­до­ва­тель­но, «созна­ние – это лишь види­мость»4. Соглас­но Мет­цин­ге­ру, орга­низ­мы – это не само­сти; ско­рее, они обла­да­ют «моде­ля­ми само­сти», кото­рые не могут быть рас­по­зна­ны систе­мой, их исполь­зу­ю­щей. Всё, что суще­ству­ет, – это спе­ци­фи­че­ские систе­мы обра­бот­ки инфор­ма­ции, зани­ма­ю­щи­е­ся само­мо­де­ли­ро­ва­ни­ем, и моде­ли кото­рых не могут быть соот­не­се­ны с каки­ми бы то ни было яко­бы «реаль­ны­ми» объ­ек­та­ми мира. Тем самым Мет­цин­гер устра­ня­ет суб­стан­тив­ную субъ­ек­тив­ность не в поль­зу редук­ции как тако­вой, а заме­ня­ет её гиб­ким объ­яс­не­ни­ем. Вме­сто того, что­бы реду­ци­ро­вать самость, он исполь­зу­ет име­ю­щи­е­ся в его рас­по­ря­же­нии науч­ные ресур­сы для постро­е­ния функ­ци­о­наль­ной моде­ли того, чем «самость» долж­на быть: «Фено­ме­наль­ная самость – это не вещь, а про­цесс, и субъ­ек­тив­ный опыт бытия кем–то воз­ни­ка­ет, если систе­ма обра­бот­ки созна­тель­ной инфор­ма­ции рабо­та­ет в рам­ках транс­па­рент­ной моде­ли само­сти»5.

Оттал­ки­ва­ясь от ата­ки Уил­фри­да Сел­лар­са на «миф о Дан­ном» – «идеи о том, что неко­то­рые из наших убеж­де­ний или утвер­жде­ний име­ют при­ви­ле­ги­ро­ван­ный эпи­сте­ми­че­ский ста­тус в силу того, что фак­ты, кото­рые дела­ют их истин­ны­ми, “даны” нам в опы­те»6 – Мет­цин­гер утвер­жда­ет, что наши пред­став­ле­ния из обла­сти фило­со­фии здра­во­го смыс­ла [folk–philosophy] напря­мую сле­ду­ют из пре­де­лов наше­го позна­ния, выра­жен­ных в огра­ни­че­ни­ях наше­го фено­ме­наль­но­го про­стран­ства состо­я­ний [state–space]. Он иллю­стри­ру­ет это с помо­щью нату­ра­ли­сти­че­ско­го обос­но­ва­ния пла­то­нов­ской алле­го­рии пеще­ры, осно­ван­ной на аргу­мен­те о том, что «наша фено­ме­наль­ная модель реаль­но­сти – это внут­рен­няя модель реаль­но­сти, кото­рая прин­ци­пи­аль­но в любой момент вре­ме­ни мог­ла бы ока­зать­ся куда более далё­кой от высо­ко­раз­мер­ной [high–dimensional] физи­че­ской реаль­но­сти, чем мы когда–либо счи­та­ли»7. «Пеще­ра» – это физи­че­ский орга­низм; тени –«низ­ко­раз­мер­ная про­ек­ция объ­ек­та более высо­кой раз­мер­но­сти»; огонь – это ней­рон­ная дина­ми­ка, т. е. «само­ре­гу­ли­ру­ю­щий­ся поток обра­бот­ки ней­рон­ной инфор­ма­ции»; сте­на – это про­стран­ство фено­ме­но­ло­гии, при этом сте­на и огонь не явля­ют­ся отдель­ны­ми сущ­но­стя­ми. В общем, «пеще­ра, в кото­рой мы про­жи­ва­ем нашу созна­тель­ную жизнь, сфор­ми­ро­ва­на нашей гло­баль­ной, фено­ме­наль­ной моде­лью реаль­но­сти». Таким обра­зом, в одном ряду с неко­то­ры­ми сме­лы­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми совре­мен­ных физи­ков8, ана­ло­гия Мет­цин­ге­ра пред­по­ла­га­ет, что фено­ме­но­ло­ги­че­ское вос­при­я­тие [perception] вполне мог­ло бы быть заклю­че­но внут­ри вир­ту­аль­ной моде­ли, в кото­рой пере­жи­ва­е­мый в опы­те объ­ект явля­ет­ся лишь «низ­ко­раз­мер­ной тенью реаль­но­го физи­че­ско­го объ­ек­та в ваших руках, тан­цу­ю­щей тенью внут­ри вашей ЦНС»9. Одна­ко клю­че­вое отли­чие от пла­то­нов­ской пеще­ры, име­ю­щее дале­ко иду­щие след­ствия, состо­ит в том, что эта иллю­зия в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва ничья: «в пеще­ре нико­го нет <…> Тень в пеще­ре есть. Но сама пеще­ра пуста».

Далее мы обра­тим­ся к спе­ку­ля­тив­ным тези­сам, под­ра­зу­ме­ва­е­мым удуш­ли­вым гал­лю­ци­но­ген­ным хор­ро­ром Тома­са Лигот­ти10, что­бы про­сле­дить неко­то­рые ответв­ле­ния тези­сов Мет­цин­ге­ра. Наше основ­ное утвер­жде­ние заклю­ча­ет­ся в том, что, подоб­но тому как экс­про­при­а­ция субъ­ек­тив­но­сти, явля­ю­ща­я­ся клю­че­вой темой про­зы Лигот­ти, нахо­дит неожи­дан­ное реа­ли­сти­че­ское осно­ва­ние в фило­соф­ском нату­ра­лиз­ме Мет­цин­ге­ра, так и наобо­рот, мета­фи­зи­че­ский «ирре­а­лизм» Лигот­ти предо­став­ля­ет ресур­сы, с помо­щью кото­рых «нево­об­ра­зи­мые» послед­ствия нату­ра­ли­сти­че­ско­го «немо­цен­триз­ма» Мет­цин­ге­ра мож­но вве­сти в центр спе­ку­ля­тив­но­го вни­ма­ния11.

2.Феноменология и вымысел опыта

Мет­цин­гер утвер­жда­ет, что ней­ро­на­у­ка обхо­дит пред­по­ло­жи­тель­но нере­ду­ци­ру­е­мые рам­ки само­со­зна­ния и рас­тво­ря­ет интим­ность само­сти [self–intimacy] посред­ством объ­ек­ти­ва­ции меха­низ­мов субъ­ек­тив­но­сти. Имен­но недо­ступ­ность пред­став­ле­ния [non–intuitability] самих этих меха­низ­мов порож­да­ет ква­ли­та­тив­ный опыт – опыт, кото­рый, таким обра­зом, кон­сти­ту­и­ру­ет­ся самой невоз­мож­но­стью досту­па к без­лич­ным меха­низ­мам, дела­ю­щим воз­мож­ной фено­ме­наль­ную симу­ля­цию само­сти. Эта фено­ме­наль­ная симу­ля­ция транс­па­рент­на отно­си­тель­но опы­та: «мы не пере­жи­ва­ем в опы­те фено­ме­наль­ные состо­я­ния как фено­ме­наль­ные состо­я­ния <…> мы смот­рим сквозь них»12. Мет­цин­гер посто­ян­но отсы­ла­ет к вир­ту­аль­ной реаль­но­сти с пол­ным погру­же­ни­ем, что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать свой тезис: «Мы пере­жи­ва­ем в опы­те наше поле созна­ния не как кибер­про­стран­ство, гене­ри­ру­е­мое нашим моз­гом, а про­сто как саму реаль­ность, с кото­рой мы кон­так­ти­ру­ем есте­ствен­ным и непро­бле­ма­тич­ным обра­зом». Про­грам­мой фолк–психологии дви­жет логи­ка от пер­во­го лица, зани­ма­ю­ще­го пер­спек­тив­ную [perspectival] и гео­мет­ри­че­скую струк­ту­ру, кото­рая тем­по­раль­но и про­стран­ствен­но инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ва­на13. Одна­ко, эта точ­ка зре­ния от пер­во­го лица – это про­сто фено­ме­наль­ная модель само­сти, кото­рую Мет­цин­гер счи­та­ет под­ле­жа­щей ней­ро­био­ло­ги­че­ско­му опи­са­нию, кото­рое, ско­рее все­го, под­ра­зу­ме­ва­ет парал­лель­ную рас­пре­де­лён­ную обра­бот­ку (ПРО) и функ­ци­о­наль­ное опи­са­ние: «фено­ме­наль­ная модель само­сти – это пла­стич­ная, муль­ти­мо­даль­ная струк­ту­ра»14.

Таким обра­зом, фено­ме­наль­ный опыт от пер­во­го лица фор­ми­ру­ет­ся как эмпи­ри­че­ская иде­аль­ность, пустая фик­ция, кото­рая пла­стич­на, и в силу это­го силь­но зави­сит от идио­син­кра­зий осо­би. По сути, точ­ка зре­ния от пер­во­го лица – это порож­де­ние мир­но­сти [worldhood], «фено­ме­наль­ная кос­мо­ло­гия»15. Слои симу­ля­ции, кото­рые сли­ва­ют­ся в фено­ме­наль­ный опыт, заклю­ча­ют в себе пред­став­ле­ние фено­ме­наль­ной кос­мо­ло­гии, кото­рое с точ­ки зре­ния от тре­тье­го лица пони­ма­ет­ся как репре­зен­та­тив­ное и функ­ци­о­наль­ное свой­ство, доступ­ное на этом осно­ва­нии для ана­ли­за во всей его пол­но­те16. «Самость», в чисто онто­ло­ги­че­ском смыс­ле сло­ва, таким обра­зом, ста­но­вит­ся жерт­вой брит­вы Оккама:

В соот­вет­ствии с общим прин­ци­пом онто­ло­ги­че­ской эко­но­мии, нет необ­хо­ди­мо­сти (или нера­ци­о­наль­но) допус­кать суще­ство­ва­ние само­стей, посколь­ку как тео­ре­ти­че­ские сущ­но­сти они не выпол­ня­ют ника­кой неза­ме­ни­мой объ­яс­ни­тель­ной функ­ции <…> Всё, что мож­но объ­яс­нить фено­ме­но­ло­ги­че­ским поня­ти­ем «само­сти», мож­но объ­яс­нить так­же с помо­щью репре­зен­та­ци­о­на­лист­ско­го поня­тия транс­па­рент­ной моде­ли самости».

Даже самые эле­мен­тар­ные ком­по­нент­ны фено­ме­наль­но­сти недо­ступ­ны для само­сти. Напри­мер, Мет­цин­гер утвер­жда­ет, что для выве­де­ния логи­че­ских поня­тий из фено­ме­наль­но­го содер­жа­ния и, сле­до­ва­тель­но, для обла­да­ния эпи­сте­ми­че­ским и обос­но­ван­ным убеж­де­ни­ем каса­тель­но про­стых форм фено­ме­наль­но­го содер­жа­ния было бы необ­хо­ди­мо допу­ще­ние кри­те­ри­ев тран­стем­по­раль­ной иден­тич­но­сти, выво­ди­мых напря­мую из кри­те­ри­ев мате­ри­аль­ной иден­тич­но­сти17. В таком слу­чае, абстра­ги­ро­ва­ние логи­ки или онто­ло­гии из опы­та тре­бо­ва­ло бы несо­мнен­ной само­ма­ни­фе­ста­ции пред­став­ле­ний: «допу­ще­ния о том, что види­мость про­яв­ля­ет себя в пред­став­ле­нии в соот­вет­ствии с тем, какой она пред­став­ля­ет­ся [letting apparition show itself in its appearance according to its appearance]». Таким обра­зом, фено­ме­но­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ние уко­ре­не­но в изна­чаль­ном поле само­иден­тич­но­сти, кото­рое, сни­мая навя­зы­ва­ние кон­цеп­ту­аль­но­го a priori, пре­тен­ду­ет на воз­вра­ще­ние «вещей» в живой опыт, в плот­скую акту­аль­ность созна­ния. Соглас­но Мет­цин­ге­ру, мы допус­ка­ем досто­вер­ность этой при­ми­тив­ной само­иден­тич­но­сти толь­ко на том осно­ва­нии, что «в нашем субъ­ек­тив­ном опы­те чув­ствен­но­го [sensory] одно­об­ра­зия мы осу­ществ­ля­ем фено­ме­наль­ную репре­зен­та­цию этой тран­стем­по­раль­ной иден­тич­но­сти на уро­вень объ­ек­тов авто­ма­ти­че­ским обра­зом, что уже самим этим фак­том под­ра­зу­ме­ва­ет её эпи­сте­ми­че­ское обос­но­ва­ние» – и «имен­но это фоно­вое допу­ще­ние явля­ет­ся лож­ным»18. Тран­стем­по­раль­ные кри­те­рии, необ­хо­ди­мые для субъ­ек­тив­ной инди­ви­ду­а­ции и после­ду­ю­ще­го логи­че­ско­го отож­деств­ле­ния [identity], попро­сту недо­ступ­ны субъ­ек­тив­ной интро­спек­ции, поэто­му фено­ме­наль­ные поня­тия a priori не могут быть сфор­ми­ро­ва­ны интро­спек­тив­но. Фено­ме­но­ло­ги­че­ские пер­вич­но­сти [primitives], яко­бы напря­мую дан­ные созна­тель­но­му субъ­ек­ту, неспо­соб­ны обес­пе­чить даже самое базо­вое кон­цеп­ту­аль­ное сцеп­ле­ние дан­ных созна­ния. Отсю­да, как утвер­жда­ет Метцингер:

Фено­ме­но­ло­ги­че­ский под­ход в фило­со­фии созна­ния, по край­ней мере, в отно­ше­нии этих про­стых форм фено­ме­наль­но­го содер­жа­ния обре­чён на неуда­чу; отно­си­тель­но почти всех наи­бо­лее про­стых форм фено­ме­наль­но­го содер­жа­ния опи­са­тель­ная пси­хо­ло­гия про­сто не может состо­ять­ся <…> Ней­рон­ные и функ­ци­о­наль­ные кор­ре­ля­ты соот­вет­ству­ю­щих фено­ме­наль­ных состо­я­ний в прин­ци­пе могут дать нам кри­те­рии тран­стем­по­раль­ной иден­тич­но­сти, как и те кри­те­рии логи­че­ской иден­тич­но­сти, кото­рые мы иска­ли. Ней­ро­фе­но­ме­но­ло­гия воз­мож­на; фено­ме­но­ло­гия невоз­мож­на19.

Толь­ко через объ­ек­тив­ный науч­ный обход опы­та само­со­зна­ния мож­но полу­чить пред­став­ле­ние о спе­ци­фи­че­ской реаль­но­сти как мани­фе­сти­ру­е­мых, так и нема­ни­фе­сти­ру­е­мых эле­мен­тов фено­ме­наль­но­го сознания.

3.Транспарентность: особая форма тьмы

Фено­ме­наль­ная самость воз­ни­ка­ет в резуль­та­те «осо­бой фор­мы эпи­сте­ми­че­ской тьмы», по сути, неспо­соб­но­сти субъ­ек­та репре­зен­ти­ро­вать усло­вия соб­ствен­ных пред­став­ле­ний. Фолк–психология сто­ит на том, что мир даёт­ся субъ­ек­тив­но­му созна­нию непо­сред­ствен­но; она пред­по­ла­га­ет, что опыт фено­ме­наль­но­го содер­жа­ния транс­па­рен­тен для само­сти. Мет­цин­гер утвер­жда­ет, напро­тив, что непо­сред­ствен­ность – это иллю­зор­ный опыт «внеш­не­го» мира:

С эпи­сте­мо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, мы видим, что наши фено­ме­наль­ные состо­я­ния ни в какой момент вре­ме­ни не уста­нав­ли­ва­ют пря­мо­го и немед­лен­но­го кон­так­та с миром для нас <…> Одна­ко на уровне фено­ме­наль­ной репре­зен­та­ции <…> этот факт систе­ма­ти­че­ски подав­ля­ет­ся20.

Напря­мую пере­во­ра­чи­вая тра­ди­ци­он­ное пред­став­ле­ние о транс­па­рент­но­сти внут­рен­не­го чув­ства, Мет­цин­гер утвер­жда­ет, что транс­па­рент­ность как сущ­ност­ная харак­те­ри­сти­ка фено­ме­наль­но­го опы­та, поз­во­ля­ет выявить фено­ме­но­ло­ги­че­скую оши­боч­ность чисто­го опы­та и «субъ­ек­тив­но­го впе­чат­ле­ния непо­сред­ствен­но­сти». Таким обра­зом, наив­ный реа­лизм не явля­ет­ся фило­соф­ской тео­ри­ей как тако­вой; это гло­баль­ная харак­те­ри­сти­ка пред­став­ле­ния, если пони­мать послед­нее с учё­том того, что фено­ме­наль­ное содер­жа­ние локаль­но супер­вент­но на ней­ро­био­ло­ги­че­ских свой­ствах. Непро­зрач­ность, в отли­чие от транс­па­рент­но­сти, воз­ни­ка­ет тогда, когда пред­став­ле­ния рас­по­зна­ют­ся как пред­став­ле­ния. Сле­до­ва­тель­но, наше при­ми­тив­ное до–рефлективное ощу­ще­ние созна­тель­ной само­сти нико­гда не явля­ет­ся под­лин­ным, посколь­ку оно не соот­вет­ству­ет ни одной сущ­но­сти внут­ри или сна­ру­жи само­ре­пре­зен­ти­ру­ю­щей систе­мы. Куль­ми­на­ци­ей этой инвер­сии поня­тия транс­па­рент­но­сти явля­ет­ся тот факт, что транс­па­рент­ность – это фор­ма тьмы: «При­ме­ни­тель­но к фено­ме­но­ло­гии визу­аль­но­го опы­та транс­па­рент­ность озна­ча­ет, что мы не спо­соб­ны уви­деть что бы то ни было, пото­му что оно транс­па­рент­но. Мы не видим окно, а видим лишь про­ле­та­ю­щую пти­цу. Фено­ме­наль­ная транс­па­рент­ность вооб­ще, тем не менее, озна­ча­ет, что нечто кон­крет­ное недо­ступ­но субъ­ек­тив­но­му опы­ту, а имен­но репре­зен­та­тив­но­му харак­те­ру содер­жа­ний созна­тель­но­го опы­та»21. Непо­сред­ствен­но дан­ные содер­жа­ния Фено­ме­наль­ной Моде­ли Само­сти (ФМС) [Phenomenal Self–Model, PSM] не соот­вет­ству­ют ни суб­лич­ност­ным меха­низ­мам, лежа­щим в осно­ве этих содер­жа­ний, ни какой бы то ни было внеш­ней реаль­но­сти; весь жиз­нен­ный мир иллю­зо­рен, явля­ет­ся «онлайн–галлюцинацией»22. Мет­цин­гер назы­ва­ет эту осо­бен­ность Тео­рии Моде­ли Само­сти (ТМС) [Self–Model Theory, SMT] «авто­эпи­сте­ми­че­ской закры­то­стью» – то есть закры­то­стью и огра­ни­чен­но­стью обра­бот­ки по отно­ше­нию к внут­рен­ней дина­ми­ке. Авто­эпи­сте­ми­че­ская закры­тость допус­ка­ет нали­чие фено­ме­наль­но­го содер­жа­ния, но не его носи­те­ля23. Одна­ко, посколь­ку Мет­цин­гер не жела­ет отде­лять носи­те­ля от содер­жа­ния – что, по его мне­нию, при­ве­ло бы к ове­ществ­ле­нию абстракт­но­го содер­жа­ния – транс­па­рент­ность ещё более услож­ня­ет­ся пред­по­ло­же­ни­ем о суще­ство­ва­нии про­цес­су­аль­но и физи­че­ски реа­ли­зо­ван­но­го вопло­щён­но­го содер­жа­ния24. Тем самым Мет­цин­гер фак­ти­че­ски уни­что­жа­ет функ­ци­о­на­ли­сти­че­скую попыт­ку абстра­ги­ро­вать когни­тив­ное от реаль­ных физио­ло­ги­че­ских про­цес­сов, попыт­ку, кото­рая, веро­ят­но, уже при­зна­ёт нере­дук­тив­ный ста­тус чело­ве­че­ской разум­но­сти по отно­ше­нию к её эмпи­ри­че­ско­му субстрату.

Конеч­но, это харак­тер­ное для совре­мен­ной фило­со­фии раз­ли­чие – то самое, кото­рое поз­во­ля­ет Кан­ту под­дер­жи­вать авто­но­мию транс­цен­ден­таль­но­го субъ­ек­та от любо­го эмпи­ри­че­ско­го вме­ша­тель­ства или зна­ния. Бла­го­да­ря так назы­ва­е­мо­му «пара­док­су внут­рен­не­го чув­ства» из Кри­ти­ки чисто­го разу­ма, Кан­ту уда­ёт­ся сохра­нить транс­цен­ден­таль­ный ста­тус «я мыс­лю», не впа­дая в чистый иде­а­лизм, кото­рый неиз­беж­но свёл бы внут­рен­нее чув­ство воеди­но с созна­ни­ем25. Внут­рен­нее и внеш­нее чув­ство даны в эмпи­ри­че­ском вос­при­я­тии как инту­и­тив­ное целое, кото­рое в конеч­ном счё­те опре­де­ля­ет­ся пони­ма­ни­ем посред­ством транс­цен­ден­таль­но­го син­те­за чистой аппер­цеп­ции26. Поэто­му инту­и­тив­ное един­ство субъ­ек­тив­но­го созна­ния оста­ёт­ся отлич­ным от транс­цен­ден­таль­но­го един­ства аппер­цеп­ции, от «я мыс­лю», кото­рое объ­еди­ня­ет мно­го­об­ра­зие пред­став­ле­ний [presentations] в объ­ект опыта.

Мет­цин­гер согла­сен с Кан­том в том, что раци­о­наль­ная пси­хо­ло­гия бес­по­лез­на, а так­же в том, что каса­ет­ся его транс­цен­ден­таль­но­го (а не онто­ло­ги­че­ско­го) раз­ли­чия меж­ду фено­ме­наль­ным содер­жа­ни­ем и реаль­но­стью. Одна­ко, по Кан­ту, эта транс­цен­ден­таль­ная непро­зрач­ность заклю­ча­ет­ся в том фак­те, что не может быть транс­па­рент­но­го зна­ния о само­сти – с кото­рым свя­за­но рас­тво­ре­ние суб­стан­тив­ной само­сти через про­воз­гла­ше­ние фор­маль­но­го апри­ор­но­го осно­ва­ния субъ­ек­тив­но­сти. Поэто­му, хотя кан­тов­ское поня­тия «транс­цен­ден­таль­ной иллю­зии» опре­де­лён­но соот­вет­ству­ет тому, что Мет­цин­гер обо­зна­ча­ет «фено­ме­но­ло­ги­че­ской иллю­зи­ей» – то есть выве­де­нию эпи­сте­ми­че­ских заклю­че­ний из фено­ме­наль­но­го опы­та – в конеч­ном ито­ге, утвер­жде­ние ноуме­наль­ной субъ­ек­тив­но­сти Кан­та под­ра­зу­ме­ва­ет то же самое заблуж­де­ние, от кото­ро­го он поклял­ся изба­вить­ся. Посколь­ку, если Мет­цин­гер прав, тогда ФМС пре­се­ка­ет любые попыт­ки транс­цен­ден­та­ли­за­ции субъ­ек­тив­но­сти или созна­ния, а пред­по­ло­жи­тель­но ноуме­наль­ный суб­страт внут­рен­не­го чув­ства может быть цели­ком выво­дим из сфе­ры науч­ной объ­ек­тив­но­сти. Кант пред­по­ло­жил, что уни­фи­ка­ция чув­ства даёт­ся через един­ство аппер­цеп­ции, кото­рое высту­па­ет как транс­цен­ден­таль­ный гарант номо­ло­ги­че­ской кон­си­стент­но­сти пред­став­ле­ний, и тем самым опре­де­ля­ет иде­аль­ные зако­ны пред­став­ле­ния, кото­рые, как было впо­след­ствии пока­за­но, коре­нят­ся в эмпи­ри­че­ском созер­ца­нии [intuition]. Мет­цин­гер отвер­га­ет зна­чи­мость син­так­си­че­ской инва­ри­ант­но­сти, наста­и­вая на суб­сим­во­ли­че­ской и имма­нент­ной объ­ек­тив­но­сти нема­ни­фе­сти­ру­е­мых эле­мен­тов созна­ния27. Модель само­сти – это пла­стич­ная струк­ту­ра, кото­рую ней­ро­био­ло­ги­че­ски мож­но опи­сать как ком­плекс­ный пат­терн ней­рон­ной акти­ви­за­ции. Но кро­ме того, «на более абстракт­ном уровне тот же пат­терн физио­ло­ги­че­ской актив­но­сти мож­но опи­сать так­же как ком­плекс­ное функ­ци­о­наль­ное состо­я­ние»28. Посколь­ку пред­став­ле­ния, по Мет­цин­ге­ру, дис­кур­сив­но не струк­ту­ри­ро­ва­ны, он лик­ви­ди­ру­ет авто­ном­ность номо­ло­ги­че­ской кон­си­стент­но­сти, уко­ре­няя мани­фе­ста­цию пред­став­ле­ний в физи­че­ских струк­ту­рах, кото­рые нико­им обра­зом не зави­сят от иде­аль­ных (транс­цен­ден­таль­ных) законов.

Таким обра­зом, Мет­цин­гер инвер­ти­ру­ет кан­ти­ан­скую «непро­зрач­ность», утвер­ждая, что пер­вич­на не транс­цен­ден­таль­ная непро­зрач­ность само­сти, а транс­па­рент­ность моде­ли само­сти, кото­рая, посред­ством её объ­ек­ти­ва­ции, может стать непро­зрач­ной, поз­во­ляя рас­по­зна­вать пред­став­ле­ния как пред­став­ле­ния. Имен­но наша функ­ци­о­наль­ная кон­струк­ция вынуж­да­ет нас к пози­ции наив­но­го реа­лиз­ма, так что объ­яс­не­ние семан­ти­че­ской транс­па­рент­но­сти обес­пе­чи­ва­ет­ся эво­лю­ци­он­ной, а не транс­цен­ден­таль­ной кон­цеп­ту­а­ли­за­ци­ей: «для био­ло­ги­че­ских систем, подоб­ных нам – кото­рым все­гда при­хо­ди­лось мини­ми­зи­ро­вать вычис­ли­тель­ную нагруз­ку <…> наив­ный реа­лизм был функ­ци­о­наль­но адек­ват­ным “фоно­вым допу­ще­ни­ем” для обес­пе­че­ния репро­дук­тив­ной эффек­тив­но­сти <…> на нашу репре­зен­та­тив­ную архи­тек­ту­ру не было ника­ко­го эво­лю­ци­он­но­го дав­ле­ния, кото­рое поз­во­ли­ло бы пре­одо­леть наив­ный реа­лизм, при­су­щий семан­ти­че­ской транс­па­рент­но­сти»29.

4.Имманентная объективация сознания

Кант защи­ща­ет авто­ном­ность фило­со­фии, обра­ща­ясь к поня­тию апри­ор­ной транс­цен­ден­таль­ной субъ­ек­тив­но­сти, кото­рая при­зва­на огра­ни­чи­вать воз­мож­ный опыт, делая эмпи­ри­че­скую нау­ку изна­чаль­но неспо­соб­ной к иссле­до­ва­нию объ­ек­тив­но­сти объ­ек­та и фор­маль­ных усло­вий эмпи­ри­че­ской реаль­но­сти. При этом, явно или нет, боль­шая часть «кон­ти­нен­таль­ной фило­со­фии» по–прежнему при­дер­жи­ва­ет­ся пред­по­ло­же­ния о том, что нау­ка супер­вент­на на набо­ре поня­тий, кото­рые иде­а­ли­сти­че­ски впи­са­ны в субъ­ект. Это раз­де­ле­ние эмпи­ри­че­ских наук и фило­со­фии, пожа­луй, дости­га­ет сво­ей край­ней сте­пе­ни в кон­цеп­ции чистой фено­ме­но­ло­гии как трансцендентально–эйдетической нау­ки Гус­сер­ля, в рам­ках кото­рой выне­се­ние мира за скоб­ки слу­жит гаран­ти­ей того, что есте­ствен­ные нау­ки огра­ни­чи­ва­ют­ся res extensa, сохра­няя тем самым имма­нент­ный план чисто­го опы­та, кото­рым веда­ет непод­ле­жа­щее редук­ции транс­цен­ден­таль­ное созна­ние: «суще­ство­ва­ние при­ро­ды не может обу­слов­ли­вать суще­ство­ва­ния созна­ния – ведь она сама выхо­дит нару­жу как кор­ре­лят созна­ния»30. Одна­ко, по мне­нию Мет­цин­ге­ра, сама область дотео­ре­ти­че­ско­го досту­па, кото­рая, несмот­ря на все уве­ре­ния в обрат­ном, в конеч­ном счё­те при­вя­за­на к мио­пии кон­тин­гент­но – эво­лю­ци­он­но – очер­чен­ных усло­вий пред­став­ле­ния. Фено­ме­но­ло­гия, вме­сто того что­бы про­ник­нуть в «вещи как тако­вые», пре­успе­ва­ет лишь в транс­цен­ден­та­ли­за­ции фолк–психологии. В све­те идей Мет­цин­ге­ра, созна­ние сле­ду­ет пред­став­лять как порож­дён­ное имма­нент­ны­ми объ­ек­тив­ны­ми меха­низ­ма­ми, кото­рые сами по себе суб­сим­во­лич­ны, нелинг­ви­стич­ны и бес­со­зна­тель­ны, так что «чистая само­ре­флек­сия» пред­ста­ёт огра­ни­чен­ной обску­ран­тиз­мом эмпирико–трансцендентальной зацикленности.

Мет­цин­гер утвер­жда­ет, что в то вре­мя как фило­со­фия уже дол­гое вре­мя увле­че­на раз­би­ра­тель­ства­ми с разу­мом и репре­зен­та­ци­ей, толь­ко теперь репре­зен­та­ция «бла­го­да­ря семан­ти­че­ско­му соеди­не­нию с кон­цеп­том инфор­ма­ции была пере­не­се­на в область мате­ма­ти­че­ской точ­но­сти и вслед­ствие это­го обре­ла эмпи­ри­че­ское закреп­ле­ние»31. Таким обра­зом, «кон­цеп­ту­аль­ный про­гресс в резуль­та­те ком­би­ни­ро­ва­ния фило­со­фии и эмпи­ри­че­ских иссле­до­ва­тель­ских про­грамм воз­мо­жен; кон­цеп­ту­аль­ный про­гресс уси­ли­я­ми одной толь­ко интро­спек­ции невоз­мо­жен в прин­ци­пе». Рабо­та Мет­цин­ге­ра посто­ян­но вынуж­да­ет фило­со­фию учи­ты­вать объ­ек­тив­ный интел­лект [intelligence]; суб­лич­ност­ное про­из­вод­ство фено­ме­наль­но­сти как нату­ра­ли­зо­ван­ное кан­ти­ан­ство. Объ­ек­тив­ная струк­ту­ра зна­ния наде­ля­ет­ся эмпи­ри­че­ской кон­тин­гент­но­стью, наравне со мно­ги­ми дру­ги­ми объ­ек­тив­ны­ми про­це­ду­ра­ми; чело­век пред­ста­ёт как мас­са информационно–теоретических вычис­ле­ний, плот­но упа­ко­ван­ных в оса­доч­ных сло­ях транс­цен­ден­таль­но­го обмана.

5.Немоцентризм

Воз­мож­но, один из наи­бо­лее интри­гу­ю­щих неяв­ных посы­лов кни­ги Мет­цин­ге­ра, пусть он его и не раз­ви­ва­ет, – это неяв­ное допу­ще­ние о том, что устрем­ле­ния [interests] мыш­ле­ния могут быть не свя­за­ны с жиз­нен­ным опы­том, а во мно­гих слу­ча­ях даже быть про­ти­во­по­лож­ны устрем­ле­ни­ям жиз­ни32. Напри­мер, в ходе обще­го обсуж­де­ния науч­но­го реа­лиз­ма Мет­цин­гер пишет, что «суще­ству­ют аспек­ты науч­но­го миро­воз­зре­ния, кото­рые мог­ли бы быть вред­ны­ми для наше­го пси­хи­че­ско­го бла­го­по­лу­чия»33. Объ­ект «чело­век» состо­ит из плот­но сгруп­пи­ро­ван­ных сло­ёв симу­ля­ции, для кото­рых наив­ный реа­лизм ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мой про­фи­лак­ти­кой для отго­ра­жи­ва­ния от ужа­са, сопут­ству­ю­ще­го раз­ру­ше­нию наших пред­став­ле­ний каса­тель­но нас самих и наше­го ста­ту­са в мире: «созна­тель­ная субъ­ек­тив­ность – это тот слу­чай, когда отдель­ный орга­низм научил­ся самопора­бо­ще­нию»34. Имен­но в этом отно­ше­нии рабо­ты Тома­са Лигот­ти могут про­яс­нить тезис Мет­цин­ге­ра, пред­ла­гая фено­ме­но­ло­ги­че­ское обре­те­ние того, что Мет­цин­гер назвал невоз­мож­ным для вооб­ра­же­ния, – мето­до­ло­ги­че­ский немоцентризм.

Лигот­ти под­хо­дит к теме экс­про­при­а­ции субъ­ек­тив­но­го опы­та сле­ду­ю­щим обра­зом: «Людей нет, ниче­го подоб­но­го, фено­мен чело­ве­ка – это лишь сум­ма плот­но свёр­ну­тых сло­ёв иллю­зии, каж­дый из кото­рых нама­ты­ва­ет­ся на пре­дель­ное безу­мие того фак­та, что не суще­ству­ет каких бы то ни было раз­но­вид­но­стей лич­но­сти»35. Лигот­ти сочле­ня­ет это пре­дель­ное безу­мие с мета­фи­зи­че­ским ирре­а­лиз­мом в отно­ше­нии суб­стан­тив­ной при­ро­ды мира. Яко­бы осно­во­по­ла­га­ю­щий поря­док фено­ме­наль­но­го мира – это лишь подо­бие, при том подо­бие не неко­то­рой над­зем­ной реаль­но­сти, или чуже­род­но­го «Дру­го­го», а подо­бие реаль­но­го мира, кото­рый совер­шен­но без­раз­ли­чен к устрем­ле­ни­ям орга­ни­че­ской жиз­ни и мыс­ли. Таким обра­зом, Лигот­ти рас­кры­ва­ет неко­то­рые экзи­стен­ци­аль­ные и фено­ме­но­ло­ги­че­ские след­ствия кон­цеп­ции Мет­цин­ге­ра об отно­си­тель­ной авто­ном­но­сти пред­став­ле­ний: пер­со­на­жи его тек­стов пере­жи­ва­ют опыт реаль­но­сти таким обра­зом, кото­рый совер­шен­но не соиз­ме­рим с фено­ме­но­ло­ги­че­ским реги­стром чело­ве­че­ско­го восприятия.

Для твор­че­ства Лигот­ти харак­тер­ны два жеста, кото­рые он отка­зы­ва­ет­ся раз­де­лять: пас­сив­ная лишён­ность вла­де­ния само­со­зна­ни­ем субъ­ек­та и «про­све­ще­ние бес­смыс­лен­но­сти». Этот двой­ной жест сры­ва­ет покров реаль­но­сти, в кото­ром пре­бы­ва­ли его пер­со­на­жи. Уду­ша­ю­щий эффект, кото­ро­го тем самым доби­ва­ет­ся Лигот­ти, уси­ли­ва­ет­ся его упор­ным отка­зом от любо­го обра­ще­ния к сверхъ­есте­ствен­но­му; воз­мож­но­сти спа­се­ния нет. Отсю­да, аске­за лич­ност­но­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в рам­ках пози­тив­ной незна­чи­тель­но­сти реаль­но­сти, осо­зна­ния, кото­рое рас­тво­ря­ет как интим­ность субъ­ек­тив­но­го опы­та, так и без­лич­ную дистан­цию меха­ни­ки это­го опыта.

Фено­ме­но­ло­ги­че­ский немо­цен­тризм Лигот­ти обри­со­вы­ва­ет этот кол­лапс любых надёж­но отме­чен­ных онто­ло­ги­че­ских и эпи­сте­мо­ло­ги­че­ских осно­ва­ний в вымыш­лен­ном weird–пейзаже, усе­ян­ном руи­на­ми и при­зра­ка­ми мари­о­не­ток. Во всех рабо­тах Лигот­ти мари­о­нет­ка высту­па­ет как бес­чув­ствен­ная и суб­лич­ност­ная реаль­ность, скры­тая под «без­дум­ны­ми зер­ка­ла­ми» нашей наив­ной реаль­но­сти. Мари­о­нет­ки функ­ци­о­ни­ру­ют как «про­вод­ни­ки в нере­аль­ное»36, посред­ством кото­рых гал­лю­ци­на­тор­ная фено­ме­наль­ность пере­те­ка­ет в одно­вре­мен­ную кон­кре­ти­за­цию оней­ри­че­ско­го. Жизнь разыг­ры­ва­ет­ся как куколь­ное пред­став­ле­ние, из кото­ро­го нет спа­се­ния, как бес­ко­неч­ный сон, в кото­ром мари­о­нет­ки, как пра­ви­ло, не осо­зна­ют, что нахо­дят­ся в ловуш­ке месме­ри­че­ско­го тан­ца, о меха­низ­мах кото­ро­го им ниче­го неиз­вест­но и над кото­рым они не име­ют ника­ко­го кон­тро­ля. Как отме­ча­ет по пово­ду «Сна мане­ке­на» Лигот­ти Демья­но­вич, гла­вен­ству­ю­щим аффек­том мари­о­нет­ки явля­ет­ся подо­зре­ние, что «он и весь его мир – это все­го лишь вымыш­лен­ная поста­нов­ка»37. Мари­о­нет­ка – это не про­сто насмеш­ли­вая паро­дия на чело­ве­ка, а раз­об­ла­че­ние оду­шев­лён­но­го лица бес­чув­ствен­ной реаль­но­сти, рас­кры­тие неумо­ли­мой меха­ни­ки лич­ност­но­го; «Из это­го мира никак не сбе­жать. Он вры­ва­ет­ся даже в твой сон и его самую суть. Ты пой­ман в соб­ствен­ных снах, где нет про­странств. И веч­но томишь­ся там, где вре­ме­ни нет. Ты можешь делать лишь то, что тебе гово­рят. Надеж­ды на бег­ство из это­го нико­гда не быв­ше­го сна нет. И сами сло­ва, что ты гово­ришь, – это­го сна сло­ва». Ужас, кото­рый невоз­мож­но пода­вить, сопут­ству­ет кон­кре­ти­за­ции оней­ри­че­ско­го у Лигот­ти и про­ис­те­ка­ет из опы­та жиз­ни в «трёх­мер­ном филь­ме», «тун­не­ле в немыс­ли­мо высо­ко­раз­мер­ной реаль­но­сти»38. Этот фено­ме­наль­ный опыт немо­цен­триз­ма в конеч­ном ито­ге рас­тво­ря­ет как интим­ность лич­ност­но­го, так и дистан­цию без­лич­но­го; «нет ниче­го слиш­ком мел­ко­го, ниче­го слиш­ком круп­но­го. Ты теря­ешь клю­чи от маши­ны, твою жену сби­ва­ет полу­при­цеп, какой–то псих взры­ва­ет сто­ли­цу Паки­ста­на»39. По этой при­чине кон­кре­ти­за­ция мари­о­нет­ки сов­мест­но с нарас­та­ю­щей пас­сив­но­стью рас­сказ­чи­ка вызы­ва­ет аффект уни­вер­саль­ной клау­стро­фо­бии посред­ством импло­зии лич­ност­но­го – кото­рое, разу­ме­ет­ся, нико­гда тако­вым и не являлось.

Впро­чем, это опре­де­лён­но не тот слу­чай, когда мир–марионетка «вызван» к суще­ство­ва­нию «Дру­гим»; нет ника­ко­го кук­ло­во­да, дёр­га­ю­ще­го за ниточ­ки40. Систе­ма­ти­че­ское наступ­ле­ние Лигот­ти на эмпи­ри­че­ский реа­лизм не явля­ет­ся резуль­та­том под­пи­ты­ва­ния мира герак­ли­тов­ским пото­ком, чистой про­дук­тив­но­стью или кон­тин­гент­ным избыт­ком мате­ри­аль­но­сти. Реаль­ное Лигот­ти «пози­тив­но» бес­смыс­лен­но, жёст­ко пре­се­ка­ет любые попыт­ки при­дать реаль­но­сти суб­стан­тив­ные или иде­аль­ные осно­ва­ния через необ­ра­ти­мое раз­ры­ва­ние прин­ци­па вза­им­но­сти меж­ду ней и при­тя­за­ни­я­ми субъ­ек­тив­ной мыс­ли. Лигот­ти не может допу­стить суще­ство­ва­ния дей­ству­ю­щей и гипо­ста­зи­ро­ван­ной при­ро­ды, как не может допу­стить и необ­хо­ди­мо­го посто­ян­ства при­сут­ствия. Транс­цен­ден­таль­ная иллю­зия, про­де­мон­стри­ро­ван­ная Мет­цин­ге­ром, рас­ши­ря­ет­ся до тоталь­но­го несо­от­вет­ствия меж­ду устрем­ле­ни­я­ми жиз­ни и реаль­но­стью, в кото­рой она обре­та­ет­ся. Надёж­ные осно­ва­ния фено­ме­наль­но­го и реаль­но­го рас­тво­ря­ют­ся не в уни­вер­саль­ном солип­сиз­ме, а в стро­гом реа­лиз­ме; «в конеч­ном счё­те, это не заме­ще­ние реаль­но­го мира нере­аль­ным, а сво­е­го рода выво­ра­чи­ва­ние реаль­но­го мира наизнан­ку, что­бы пока­зать его искон­ную нере­аль­ность»41.

Там, где Мет­цин­гер окон­ча­тель­но реша­ет уни­что­жить воз­мож­ность син­те­за чело­ве­ка и при­ро­ды, имен­но посред­ством фено­ме­но­ло­ги­че­ской бел­ле­три­за­ции Лигот­ти про­яс­ня­ют­ся аффек­тив­ные послед­ствия это­го шага. Лигот­ти раз­ра­бо­тал спо­соб реа­ли­за­ции абсо­лют­но­го без­раз­ли­чия реаль­но­го по отно­ше­нию к чело­ве­че­ско­му и лич­ност­но­му посред­ством мета­фи­зи­че­ско­го ирре­а­лиз­ма, в кото­ром он отде­ля­ет пред­став­ле­ния как от доста­точ­но­го осно­ва­ния, так и от пер­вич­ной мани­фе­ста­ции, про­во­дя раз­ли­чие меж­ду номо­ло­ги­че­ским изо­мор­физ­мом пред­став­ле­ний и их суб­стра­том; в кон­це кон­цов, субъ­ек­тив­ность – это про­сто спе­ци­фи­че­ское обостре­ние [exacerbation] объ­ек­тив­но­сти42. Соот­вет­ствен­но, непред­ви­ден­ным след­стви­ем того, что Лигот­ти обре­та­ет­ся в эпи­сте­ми­че­ском немо­цен­триз­ме Мет­цин­ге­ра ста­но­вит­ся то, что нату­ра­ли­сти­че­ский реа­лизм Мет­цин­ге­ра вен­ча­ет­ся воз­мож­но­стью сцеп­ле­ния с мета­фи­зи­че­ским ирре­а­лиз­мом Лигот­ти: «Ужас и ничто­же­ство чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния – уют­ный фасад, за кото­рым была лишь вра­ща­ю­ща­я­ся без­дна»43. Фено­ме­наль­ная кос­мо­ло­гия не зада­на струк­тур­ным син­так­си­сом, а явля­ет­ся про­сто обостре­ни­ем объ­ек­тив­ных про­цес­сов, не сдер­жи­ва­е­мых ника­кой фор­мой идеальности.

Соот­вет­ствен­но, хор­рор Лигот­ти мож­но пони­мать сквозь приз­му тео­рии Мет­цин­ге­ра, при­чём таким обра­зом, что твор­че­ство Лигот­ти ста­но­вит­ся бел­ле­три­сти­че­ской реа­ли­за­ци­ей немо­цен­триз­ма Мет­цин­ге­ра. Хор­рор Лигот­ти выво­дит­ся из обла­сти фан­та­сти­че­ско­го и задан­но­го нату­ра­ли­сти­че­ско­го сцеп­ле­ния через опре­де­ле­ние Мет­цин­ге­ром чело­ве­ка как «тени мари­о­нет­ки, кото­рая тан­цу­ет на стене фено­ме­наль­но­го про­стран­ства состо­я­ний ней­ро­фе­но­ме­но­ло­ги­че­ско­го пещер­но­го чело­ве­ка»44. В рав­ной сте­пе­ни про­чте­ние Мет­цин­ге­ра в связ­ке с Лигот­ти или в каче­стве лигот­ти­ан­ско­го тео­ре­ти­че­ско­го ужа­са [theory–horror] под­чёр­ки­ва­ет ано­ми­че­ский ужас высо­ко­ме­рия само­сти, посколь­ку при­пи­сы­ва­ние агент­но­сти, сохра­ня­е­мой в улов­ке есте­ствен­но­го язы­ка, кото­рое при­су­ще фолк–психологии, выпу­ты­ва­ет­ся из транс­цен­ден­таль­ных при­тя­за­ний, закла­ды­ва­е­мых феноменологий.

Нако­нец, Лигот­ти поз­во­ля­ет нам осо­знать, что теоретико–практическое объ­яс­не­ние тео­рии Мет­цин­ге­ра лежит не в редук­ции фолк–психологии, а в неко­то­рой раз­но­вид­но­сти ней­ро­тех­но­ло­гии. Фено­ме­наль­ность и оце­ни­ва­ние зна­ний [knowledge–weighting] подат­ли­вы: «фено­ме­наль­ная модель само­сти – это пла­стич­ная, муль­ти­мо­даль­ная струк­ту­ра»45, «внед­ре­ние и встра­и­ва­ние» кото­рой «в дру­гие обла­сти инфор­ма­ци­он­ной архи­тек­ту­ры уси­ли­ва­ет потен­ци­ал когни­тив­ной подат­ли­во­сти»46. Что это, если не нату­ра­ли­за­ция конеч­но­го резуль­та­та фан­та­сти­че­ско­го тан­ца мари­о­не­ток Лигот­ти: осо­зна­ние того, что в осно­ва­нии наше­го огра­ни­чен­но­го само­мне­ния лежит без­лич­ная реаль­ность мари­о­нет­ки из мяса?47

Здесь объ­ек­ти­ва­ция мира ука­зы­ва­ет на его реаль­ное состо­я­ние, обна­жая неумо­ли­мую меха­ни­ку пред­став­ле­ний как пано­ра­му отвра­ти­тель­но­го безу­мия – зал без­дум­ных зер­кал, ото­рван­ных от вплот­ную сли­тых сло­ёв иллю­зии, харак­те­ри­зу­ю­щих устрем­ле­ния жиз­ни и физио­ло­гию мыш­ле­ния. В то же вре­мя, когни­тив­ный про­тек­ци­о­низм и орга­ни­че­ское пора­бо­ще­ние обес­пе­чи­ва­ют оней­ри­че­скую афа­зию тени тан­ца марионеток:

Познать, понять в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, зна­чит низ­ри­нуть­ся в про­свет­ле­ние пусто­ты, снеж­ное поле вос­по­ми­на­ний, чья плоть лишь тень, где со всех сто­рон вид­на абсо­лют­ная ясность бес­ко­неч­ных про­странств. В тех про­стран­ствах мы оста­ём­ся под­ве­шен­ны­ми на нитях, спле­тён­ных из наших ужа­сов и надежд, на них, ни на чём более, кача­ем­ся над бес­цвет­ной пусто­той. Как же полу­ча­ет­ся, что мы защи­ща­ем это куколь­ное лице­ме­рие, осуж­да­ем любую попыт­ку осво­бо­дить нас от этих нитей? При­чи­на, мож­но пред­по­ло­жить, в том, что нет ниче­го более соблаз­ни­тель­но­го, более жиз­нен­но иди­от­ско­го, чем жела­ние иметь имя – даже если этим име­нем обла­да­ет глу­пень­кая кукол­ка – и так цеп­лять­ся за это имя по ходу дол­го­го испы­та­ния жиз­нью, как буд­то есть воз­мож­ность удер­жать его наве­ки. Если бы толь­ко мы мог­ли поме­шать этим чудес­ным нитям про­ти­рать­ся и спу­ты­вать­ся, если бы толь­ко мы мог­ли убе­речь­ся от паде­ния в рас­про­стёр­тое небо – мы про­дол­жа­ли бы при­кры­вать­ся наши­ми при­сво­ен­ны­ми име­на­ми и про­дле­вать танец куклы–марионетки целую веч­ность48.

James Trafford
Джеймс Траф­форд

Лек­тор по фило­со­фии и дизай­ну в шко­ле Communication Design at the University for the Creative Arts. Автор кни­ги «Meaning in Dialogue»(Stringer), а так­же соре­дак­тор «Alien Vectors» (Routledge) и «Speculative Aesthetics» (MIT Press)

  1. Metzinger (2004), Being No One: The SelfModel Theory of Subjectivity. 
  2. Husserl (1982), Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy, First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology, 44. [Гус­серль, Э. (2009), Идеи к чистой фено­ме­но­ло­гии и фено­ме­но­ло­ги­че­ской фило­со­фии. Кни­га пер­вая. Общее вве­де­ние в чистую фено­ме­но­ло­гию. С. 80] Это согла­су­ет­ся с при­зы­вом Гус­сер­ля «направ­лять­ся сами­ми веща­ми, или воз­вра­щать­ся от речей и мне­ний к самим вещам, вопро­шать тако­вые в их само­дан­но­сти, с устра­не­ни­ем любых чуж­дых сути дела пред­рас­суд­ков» (Husserl, Ideas I section 19) [С. 67–68]. 
  3. Metzinger, Being No One, 1. 
  4. Metzinger (2004), «Appearance is Not Knowledge: The Incoherent Strawman, Content Confusions and Mindless Conscious Subjects», Journal of Consciousness Studies 11:1, 67–71. 
  5. Metzinger (2003), «Response to “A Self Worth Having”: A Talk With Nicholas Humphrey» 
  6. S. Stich (1996), Deconstructing the Mind, 118. 
  7. Metzinger, Being No One, 548. 
  8. См., напри­мер, посту­ли­ро­ва­ние допол­ни­тель­ных изме­ре­ний пространства–времени в тео­рии супер­струн, о кото­рой физик Брай­ан Грин пишет, что «откры­тие допол­ни­тель­ных изме­ре­ний пока­жет, что пол­но­та чело­ве­че­ско­го опы­та остав­ля­ет нас пол­но­стью неосве­дом­лён­ны­ми об основ­ных и суще­ствен­ных аспек­тах все­лен­ной. Это будет силь­ней­ший аргу­мент в поль­зу того, что даже те осо­бен­но­сти кос­мо­са, кото­рые мы пред­став­ля­ли себе лег­ко доступ­ны­ми для чело­ве­че­ских ощу­ще­ний, могут не быть тако­вы­ми» (B. Greene (2005), The Elegant Universe: Space, Time and the Texture of Reality, 19. [Грин, Б. (2006), Ткань кос­мо­са: Про­стран­ство, вре­мя и струк­ту­ра реаль­но­сти]. 
  9. Metzinger, Being No One, 548–9. 
  10. Вкрат­це, хор­рор Лигот­ти харак­те­ри­зу­ет­ся клау­стро­фо­би­че­ским несо­от­вет­стви­ем меж­ду реа­лиз­мом и оней­риз­мом, в кото­ром мир иллю­зо­рен, а реаль­ное некон­си­стент­но и авто­ном­но. Отсю­да, Лигот­ти инвер­ти­ру­ет саму воз­мож­ность искуп­ле­ния: бли­зость мира рас­кры­ва­ет­ся в гро­теск­ной выдум­ке как совер­шен­но авто­ном­ная ров­но в тот же момент, когда выяс­ня­ет­ся, что разум столь же авто­но­мен от нор­ма­тив­но­го фено­ме­наль­но­го опы­та чело­ве­ка. См., напри­мер, Ligotti (2002), Crampton; Ligotti (2008), «I Have a Special Plan For This World» in Teatro Grotesco; Ligotti (1994), «Mad Night of Atonement» in Noctuary [Лигот­ти, Т. (2019), Безум­ная ночь искуп­ле­ния / Нок­ту­а­рий. Театр гро­тес­ка. С. 145–166]; Ligotti (1994), «The Tsalal» in Noctuary [Лигот­ти, Т. (2019), Тса­лал / Нок­ту­а­рий. Театр гро­тес­ка. С. 101–144]; и Ligotti (1989), «The Sect of the Idiot» in Songs of a Dead Dreamer [Лигот­ти, Т. (2018), Сек­та иди­о­та / Пес­ни мёрт­во­го про­вид­ца. Тера­то­граф. С. 297–311]. 
  11. «Немо­цен­три­че­ская модель реаль­но­сти – это такая модель, кото­рая удо­вле­тво­ря­ет доста­точ­но бога­то­му набо­ру огра­ни­че­ний созна­тель­но­го опы­та <…> и не обла­да­ет при этом фено­ме­наль­ной само­стью. Она мог­ла бы быть функ­ци­о­наль­но эго­цен­трич­ной, но она фено­ме­но­ло­ги­че­ски лише­на само­сти. Она мог­ла бы, оста­ва­ясь функ­ци­о­наль­но цен­три­ро­ван­ной репре­зен­та­тив­ной струк­ту­рой, не идти в связ­ке с фено­ме­наль­ным опы­том бытия кем–то» (Metzinger, Being No One, 336). По Мет­цин­ге­ру, немо­цен­тризм – это фено­ме­но­ло­ги­че­ски непред­ста­ви­мая воз­мож­ность; одна­ко, это воз­мож­ность, кото­рая вполне мыс­ли­ма и воз­мож­на в ней­ро­био­ло­ги­че­ском смыс­ле. 
  12. Metzinger (1995), «The Problem of Consciousness» in Conscious Experience, 11. 
  13. Фолк–психология при­пи­сы­ва­ет осо­бую и пря­мую кау­заль­ную связь меж­ду про­цес­сом отбо­ра и воле­ни­ем как при­чи­ной пове­де­ния. Мет­цин­гер счи­та­ет эту кау­заль­ную связь несо­сто­я­тель­ной, поэто­му «лож­на не толь­ко фолк–психология – лож­но содер­жа­ние созна­тель­ной моде­ли само­сти, кото­рая при­пи­сы­ва­ет кау­заль­ное отно­ше­ние двум собы­ти­ям, в ней репре­зен­ти­ру­е­мым» (Metzinger,Being No One, 360). Таким обра­зом, фолк–психология одно­вре­мен­но лож­на и гал­лю­ци­на­тор­на с науч­ной точ­ки зре­ния тре­тье­го лица. 
  14. T. Metzinger, B. Walde (2000), «Commentary on Jakab’s “Ineffability of Qualia”», Consciousness and Cognition 9, 352–62. 
  15. Metzinger, «The Problem of Consciousness», 6. 
  16. См. Metzinger, Being No One, 577. Одна­ко, Мет­цин­гер пред­по­ла­га­ет, что такой выбор мог бы быть раци­о­наль­ным не во всех кон­текстах, про­во­дя тем самым ясное раз­ли­чие меж­ду сво­ей рабо­той и тру­да­ми Чёрчлен­дов. 
  17. При­мер фено­ме­но­ло­ги­че­ско­го изло­же­ния, дей­стви­тель­но это пред­по­ла­га­ю­ще­го, см. J–L. Marion (2002), Being Given: Toward a Phenomenology of Givenness, 7. 
  18. Metzinger, Being No One, 82. 
  19. Metzinger, «Commentary on Jakab’s “Ineffability of Qualia”». 
  20. Metzinger, Being No One, 59. 
  21. Ibid., 169. Мет­цин­гер разъ­яс­ня­ет этот момент: «У нас нет ощу­ще­ния того, что мы живём в трёх­мер­ном филь­ме или в про­стран­стве внут­рен­ней репре­зен­та­ции: в обыч­ных ситу­а­ци­ях наша созна­тель­ная жизнь все­гда про­те­ка­ет в мире. Мы пере­жи­ва­ем в опы­те наше созна­тель­ное поле не как кибер­про­стран­ство, гене­ри­ру­е­мое моз­гом, а про­сто как саму реаль­ность, с кото­рой мы кон­так­ти­ру­ем есте­ствен­ным обра­зом и без затруд­не­ний. В стан­дарт­ных ситу­а­ци­ях содер­жа­ния чисто­го опы­та субъ­ек­тив­но даны пря­мым и, каза­лось бы, непо­сред­ствен­ным обра­зом. Имен­но в этом смыс­ле мы можем ска­зать: они бес­ко­неч­но близ­ки к нам» (Metzinger, «The Problem of Consciousness», 11–2). 
  22. См. Metzinger, Being No One, 51. По выра­же­нию Мет­цин­ге­ра: «Сами инстру­мен­ты репре­зен­та­ции уже не могут быть репре­зен­ти­ро­ва­ны как тако­вые, и, сле­до­ва­тель­но, систе­ма, пере­жи­ва­ю­щая опыт, с необ­хо­ди­мо­стью вовле­че­на в наив­ный реа­лизм» (Ibid., 169). 
  23. По Мет­цин­ге­ру, дуа­лизм носи­те­ля и содер­жа­ния как опция не суще­ству­ет; их нель­зя пони­мать как две раз­лич­ные сущ­но­сти (см. Metzinger, Being No One, 166). Если кон­крет­нее, то транс­па­рент­ность воз­ни­ка­ет в резуль­та­те «недо­ступ­но­сти для интро­спек­тив­но­го вни­ма­ния более ран­них ста­дий обра­бот­ки в моз­ге. Транс­па­рент­ность явля­ет­ся резуль­та­том структурного/архитектурного свой­ства ней­рон­ной обра­бот­ки инфор­ма­ции, про­ис­хо­дя­щей в нашем моз­ге» (Metzinger (2003), «Phenomenal Transparency and Cognitive Self-Reference»,Phenomenology and the Cognitive Sciences 2, 353–93). 
  24. Поэто­му фено­ме­наль­ную транс­па­рент­ность сле­ду­ет отли­чать от кар­те­зи­ан­ской эпи­сте­ми­че­ской транс­па­рент­но­сти; «Само кар­те­зи­ан­ское утвер­жде­ние об эпи­сте­ми­че­ской транс­па­рент­но­сти само­со­зна­ния не может полу­чить эпи­сте­ми­че­ско­го под­твер­жде­ния» (Metzinger, Being No One, 167), хотя оно адек­ват­но с фено­ме­но­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния (см. Metzinger, Being No One, 340). 
  25. Это клю­че­вой момент кан­тов­ской кри­ти­ки иде­а­лиз­ма и кар­те­зи­ан­ско­го субъ­ек­та; он заклю­ча­ет­ся в том, что они сме­ши­ва­ют внут­рен­нее чув­ство с созна­тель­ной само­стью. 
  26. Кант утвер­жда­ет, что: «Внут­рен­нее чув­ство опре­де­ля­ет­ся рас­суд­ком и его пер­во­на­чаль­ной спо­соб­но­стью свя­зы­вать мно­го­об­раз­ное содер­жа­ние созер­ца­ния, т. е. под­во­дить его под аппер­цеп­цию (на кото­рой осно­вы­ва­ет­ся сама воз­мож­ность рас­суд­ка)» (Kant (1993), Critique of Pure Reason, 111 (B153)) [Кант, И. Кри­ти­ка чисто­го разу­ма / Сочи­не­ния. В 8–ми т. Т. 3. С. 141]. 
  27. Как пояс­ня­ет Мет­цин­гер: «нали­чие и пора­зи­тель­ный холизм фено­ме­наль­ной реаль­но­сти <…> боль­ше не нуж­но было бы объ­яс­нять в соот­вет­ствии с клас­си­че­ски­ми фило­соф­ски­ми моде­ля­ми свер­ху (напри­мер, с помо­щью транс­цен­ден­таль­но­го субъ­ек­та), если бы у нас была хоро­шая обрат­ная аль­тер­на­ти­ва <…> , в тер­ми­но­ло­гии иссле­до­ва­ний моз­га назы­ва­е­мая «свя­зы­ва­ни­ем при­зна­ков» [feature binding]: Сли­я­ние раз­лич­ных качеств [properties], вос­при­ни­ма­е­мых систе­мой, в холи­сти­че­скую внут­рен­нюю струк­ту­ру. Такое свя­зы­ва­ние при­зна­ков необ­хо­ди­мо, напри­мер, для того, что­бы мы мог­ли видеть объ­ек­ты как объ­ек­ты» (Metzinger (1995), «Faster than Thought: Holism, Homogeneity and Temporal Coding», in Conscious Experience, 435. 
  28. Metzinger (2000), «The Subjectivity of Subjective Experience: A Representationalist Analysis of the First–Person Perspective» in Neural Correlates of Consciousness: Empirical and Conceptual Questions, 289. 
  29. Metzinger, The Subjectivity of Subjective Experience, 299. 
  30. Husserl, Ideas, Book 1, 116 [Гус­серль, Э. (2009), Идеи к чистой фено­ме­но­ло­гии и фено­ме­но­ло­ги­че­ской фило­со­фии. С. 157]. См. так­же гус­сер­лев­ское опи­са­ние фено­ме­но­ло­гии как эйде­ти­че­ской нау­ки: «фено­ме­но­ло­ги­че­скую или чистую пси­хо­ло­гию как внут­ренне пер­вич­ную и пол­но­стью само­до­ста­точ­ную пси­хо­ло­ги­че­скую дис­ци­пли­ну, реши­тель­но отде­лён­ную от есте­ствен­ных наук, по весь­ма осно­ва­тель­ным при­чи­нам долж­но созда­вать на как эмпи­ри­че­скую, а как чисто раци­о­наль­ную («апри­ор­ную», «эйде­ти­че­скую») нау­ку. Как тако­вая она явля­ет­ся необ­хо­ди­мым осно­ва­ни­ем любой стро­гой эмпи­ри­че­ской нау­ки, име­ю­щей дело с зако­на­ми физи­ки, точ­но так же, как чисто раци­о­наль­ные дис­ци­пли­ны о при­ро­де — чистая гео­мет­рия, кине­ма­ти­ка, хро­но­ло­гия, меха­ни­ка — явля­ют­ся осно­ва­ни­ем вся­кой воз­мож­ной «точ­ной» эмпи­ри­че­ской нау­ки о при­ро­де» (Husserl (1971), «Phenomenology: Entry for the Encyclopedia Britannica», Journal of the British Society for Phenomenology 2, 1971, 77–90 [см. Гус­серль, Э, Фено­ме­но­ло­гия. Ста­тья в Бри­тан­ской энцик­ло­пе­дии / Логос. 1991. № 1. С. 12–21]. 
  31. Metzinger, Being No One, 19. 
  32. Это соот­вет­ству­ет нашей общей линии кри­ти­ки фено­ме­но­ло­гии, вслед за Дер­ри­да опре­де­ля­ю­щей рабо­ту Гус­сер­ля как «фило­со­фию жиз­ни <…>, пото­му, что исток смыс­ла вооб­ще все­гда опре­де­ля­ет­ся как акт живо­го, как акт живо­го бытия, как Lebendigkeit» (Derrida (1973), Speech and Phenomena and Other Essays on Husserl’s Theory of Signs, 10 [Дер­ри­да, Ж.(1999), Голос и фено­мен и дру­гие рабо­ты по тео­рии зна­ка Гус­сер­ля. С. 20]. 
  33. Metzinger, «Response to “A Self Worth Having”». 
  34. Metzinger, Being No One, 558. Самость – это лишь пред­став­ле­ние; «созна­тель­ная самость – это иллю­зия, кото­рая нико­му не при­над­ле­жит» (Metzinger, «The Subjectivity of Subjective Experience», 2000). 
  35. Ligotti, «I Have a Special Plan for this World». 
  36. S. T. Joshi (2003), «Thomas Ligotti: Escape From Life», in The Thomas Ligotti Reader, 135. 
  37. S. Dziemianowicz (2003), «Nothing Is What It Seems To Be», in The Thomas Ligotti Reader, 50. См. T. Ligotti, «Dreams of a Mannikin», in Songs of a Dead Dreamer [Лигот­ти, Т.(2018), Сон мане­ке­на / Пес­ни мёрт­во­го сно­вид­ца. Тера­то­граф. С. 6992]. 
  38. Metzinger, Being No One, 551. 
  39. Ligotti, Crampton, 82. 
  40. Как посто­ян­но наста­и­ва­ет Лигот­ти, рас­тво­ре­ние само­сти не может усту­пить место шопен­гау­э­ров­ской Воле, посколь­ку это вос­ста­нав­ли­ва­ет некую фор­му «пер­вой фило­со­фии» в виде лежа­щей в осно­ва­нии сущ­но­сти. См.  «Ты писал, что в мире не суще­ству­ет таких вещей как про­гресс или эво­лю­ция, но есть толь­ко раз­лич­ные видо­из­ме­не­ния одних и тех же иллю­зор­ных фено­ме­нов, непре­рыв­ное ста­ре­ние и раз­ру­ше­ние поверх­ност­ных эле­мен­тов, лишён­ных осно­во­по­ла­га­ю­щей сущ­но­сти. Более того, ты так­же утвер­ждал, что ни для кого нет спа­се­ния, так как неко­го спа­сать, ничто и никто, кого мож­но было бы спа­сти — всё и каж­дое суще­ство в отдель­но­сти суще­ству­ют толь­ко для того, что­бы стать частью мед­лен­но­го и бес­ко­неч­но­го водо­во­ро­та мута­ций, кото­рый мы наблю­да­ем каж­дую секун­ду нашей жиз­ни» [Лигот­ти, Т.(2019), Тса­лал / Нок­ту­а­рий. Театр гро­тес­ка. С. ]. 
  41. Joshi, «Thomas Ligotti», 139. Отсю­да утвер­жде­ние, что «нет ниче­го реаль­но­го» (Ligotti, Crampton, 83) нель­зя допу­стить в рам­ках иде­а­ли­зи­ру­ю­щих след­ствий фено­ме­наль­ной непо­сред­ствен­но­сти. 
  42. Рас­тво­ре­ние апо­дик­ти­че­ско­го реа­лиз­ма сопут­ству­ет рас­тво­ре­нию апо­дик­ти­че­ской мыс­ли; «цель­ность мате­ри­аль­ных форм – это лишь пред­рас­су­док, самое боль­шее – точ­ка зре­ния <…> вещи, так ска­зать, не при­кру­че­ны. И то, что мы назы­ва­ем разу­мом, – тоже» (Ligotti (2005), «The Cocoons» in The Shadow at the Bottom of the World, 164) [Лигот­ти, Т. (2018), Кукол­ки / Пес­ни мёрт­во­го сно­вид­ца. Тера­то­граф. С. 550–551]. 
  43. Ligotti, Conspiracy Against the Human Race. Это повлек­ло бы за собой выве­де­ние мета­фи­зи­че­ско­го нату­ра­лиз­ма из нату­ра­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, кото­рый носит ско­рее мето­до­ло­ги­че­ский, неже­ли онто­ло­ги­че­ский харак­тер. Соот­вет­ствен­но, воз­мож­но, что нату­ра­лизм не явля­ет­ся самым пер­спек­тив­ным объ­яс­ни­тель­ным осно­ва­ни­ем для тео­рии моде­ли само­сти Мет­цин­ге­ра, посколь­ку эво­лю­ци­он­ная это­ло­гия может быть пока­за­на как осно­ва­ние репре­зен­та­тив­ной эффек­тив­но­сти, но для экс­тра­по­ля­ции науч­но­го реа­лиз­ма на этом осно­ва­нии Мет­цин­ге­ру при­шлось бы утвер­ждать, что при­ро­да по сути сво­ей функ­ци­о­наль­на, а зна­чит, спо­соб­ству­ет функ­ци­о­наль­но­му вза­им­ноодно­знач­но­му соот­вет­ствию. В таком слу­чае, Мет­цин­гер стал бы жерт­вой обви­не­ний, кото­рые Сти­вен Гулд предъ­яв­ля­ет Дэни­е­лу Ден­не­ту: «тон­ко заву­а­ли­ро­ван­ные попыт­ки про­та­щить теле­о­ло­гию [purpose] обрат­но в био­ло­гию» (S. J. Gould (2007), The Richness of Life: A Stephen Jay Gould Reader, 442). См. D. Dennett (1996), Darwin’s Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life [Ден­нет, Д. (2020), Опас­ная идея Дар­ви­на: эво­лю­ция и смысл жиз­ни]. 
  44. Metzinger, Being No One, 558. 
  45. Metzinger, «The Subjectivity of Subjective Experience», 289. 
  46. См. «изме­ни репре­зен­та­тив­ное содер­жа­ние созна­тель­ной моде­ли само­сти <…> полу­чишь некий бес­со­зна­тель­ный мик­ро­функ­ци­о­наль­ный отклик» (Metzinger, «Response to “A Self Worth Having”»). 
  47. Сопря­же­ние Лигот­ти с Мет­цин­ге­ром вле­чёт опре­де­ле­ние чело­ве­ка как тени «мари­о­нет­ки из мяса». Про­чте­ние чело­ве­ка как мари­о­нет­ки из мяса в кон­тек­сте совре­мен­ной нау­ки см. R. Doyle (1997), On Beyond Living: Rhetorical Transformations of the Life Science, 36; см. так­же бел­ле­три­зи­ро­ван­ную реа­ли­за­цию в лице пер­со­на­жа Мол­ли в W. Gibson (1984), Neuromancer [Гиб­сон, У. (2000), Ней­ро­мант]. 
  48. Ligotti (1997), «A Soft Voice Whispers Nothing» in In a Foreign Town, In a Foreign Land [Лигот­ти, Т. (2019), Ничто мне шеп­чет тихий голос / Нок­ту­а­рий. Театр гро­тес­ка. С. 452–466]. 

Последние посты

Архивы

Категории