Мозг творца за работой

Что про­ис­хо­дит в моз­ге твор­ца во вре­мя созда­ния про­из­ве­де­ния искус­ства?1 Преж­де чем начать отве­чать на этот вопрос, необ­хо­ди­мо при­знать, что в нем содер­жит­ся скры­тое нор­ма­тив­ное изме­ре­ние. Совер­шен­но ясно, что нас инте­ре­су­ет не каж­дый невраль­ный эпи­зод, кото­рый наблю­да­ет­ся в ходе твор­че­ско­го про­цес­са, а толь­ко лишь те, что тем или иным обра­зом реле­вант­ны это­му про­цес­су. Гра­ни­ца реле­вант­но­сти может про­хо­дить гораз­до глуб­же гра­ни­цы созна­ния, охва­ты­вая слож­ные эмо­ци­о­наль­ные откли­ки и едва уло­ви­мые сле­ды вос­по­ми­на­ний, кото­рые тво­рец не осо­зна­ет, одна­ко она не может учесть все­го. К при­ме­ру, если при­знать важ­ность сине­сте­ти­че­ских эффек­тов при созда­нии визу­аль­ных про­из­ве­де­ний, такой импорт обре­та­ет смысл, толь­ко если он огра­ни­чен кон­крет­ны­ми свя­зя­ми меж­ду визу­аль­ной и дру­ги­ми сен­сор­ны­ми модаль­но­стя­ми (сопо­став­ле­ние цве­тов и тем­пе­ра­тур, а так­же форм и зву­ков), при­чем не важ­но, насколь­ко мала интен­сив­ность этих свя­зей. В целом это поня­тие реле­вант­но­сти име­ет смысл, толь­ко если мы рас­смат­ри­ва­ем твор­че­ский про­цесс как нечто такое, что завер­ша­ет­ся созда­ни­ем под­лин­но­го про­из­ве­де­ния искус­ства или что по мень­шей мере направ­ле­но на такой резуль­тат. Во вся­ком слу­чае, нас совер­шен­но не инте­ре­су­ет мозг людей, кото­рые пыта­ют­ся выдать что-либо за про­из­ве­де­ние искус­ства (каки­ми бы инте­рес­ны­ми они ни были в дру­гих отно­ше­ни­ях). В этом заклю­ча­ет­ся нор­ма­тив­ное пред­по­ло­же­ние вопроса.

Разу­ме­ет­ся, вме­сте с этим нам откры­ва­ет­ся куда более слож­ный и спор­ный вопрос: что такое про­из­ве­де­ние искус­ства? Или, воз­мож­но, будет вер­нее поста­вить его так: в чем заклю­ча­ет­ся цель искус­ства? Что­бы более или менее достой­но отве­тить на этот вопрос, будет недо­ста­точ­но при­нять вер­сию со сто­ро­ны инсти­ту­ци­о­наль­ной реаль­но­сти совре­мен­но­го искус­ства. Для это­го потре­бо­ва­лось бы обра­тить­ся к исто­ри­че­ско­му про­цес­су само­опре­де­ле­ния, бла­го­да­ря кото­ро­му искус­ство при­ня­ло свою теку­щую фор­му, а так­же про­сле­дить раз­лич­ные момен­ты, в кото­рые оно доб­ро­воль­но­го отде­ля­лось от ремес­ла (что­бы стать про­па­ган­дой, укра­ше­ни­ем или раз­вле­че­ни­ем), и обо­зреть посте­пен­ное укреп­ле­ние и после­ду­ю­щее вне­зап­ное паде­ние барье­ров меж­ду сре­да­ми: диа­лек­ти­ка кон­крет­ной фигу­ры и абстракт­ной фор­мы в живо­пи­си и скульп­ту­ре, после­ду­ю­щее раз­ви­тие инстал­ля­ции и пер­фор­ман­са, а так­же слу­чив­ше­е­ся в конеч­ном ито­ге рож­де­ние выстав­ки как соб­ствен­ной сре­ды под зна­ме­нем «реля­ци­он­ной эсте­ти­ки».2 Кро­ме того, потре­бо­ва­лось бы иссле­до­вать бур­ные отно­ше­ния искус­ства с лите­ра­ту­рой, музы­кой, дра­мой, кино и дру­ги­ми утвер­див­ши­ми­ся прак­ти­ка­ми, кото­рые жаж­дут назы­вать­ся изоб­ра­зи­тель­ны­ми искус­ства­ми. Я смо­гу кое-что ска­зать о неко­то­рых эпи­зо­дах этой исто­рии и о том, что имен­но она дает нам узнать о при­ро­де искус­ства, одна­ко по-насто­я­ще­му исчер­пы­ва­ю­щий ответ на такой слож­ный вопрос при­дет­ся отло­жить на потом.

Как бы то ни было, когда мы ищем цель про­из­ве­де­ния искус­ства, от кото­рой мож­но про­де­лать обрат­ный путь до моз­га твор­ца, абсо­лют­ная сим­мет­рия побуж­да­ет нас заду­мать­ся о воз­дей­ствии про­из­ве­де­ния не толь­ко на глаз, но и на мозг зри­те­ля. Во вся­ком слу­чае, инте­рес по отно­ше­нию к разу­му зри­те­ля — это доволь­но клас­си­че­ская тема в эсте­ти­ке и фило­со­фии искус­ства, кото­рая лег­ко погло­ща­лась дис­кур­са­ми о моз­ге и ста­ла тем, что сей­час назы­ва­ет­ся ней­ро­эс­те­ти­кой.3 Насколь­ко бы мно­го эта новая дис­ци­пли­на ни гово­ри­ла нам об осо­бен­но­стях раз­лич­ных спо­со­бов обра­бот­ки сен­сор­ной инфор­ма­ции и об их вли­я­нии на соот­вет­ству­ю­щие спо­со­бы ком­по­зи­ции — напри­мер, о свя­зи меж­ду сверх­нор­маль­ным сти­му­лом в рас­по­зна­ва­нии зри­тель­ных обра­зов и кари­ка­ту­рой в живо­пи­си, — мы не долж­ны погру­жать­ся в ее дета­ли глуб­же, чем в дета­ли исто­рии искус­ства. Мы долж­ны сосре­до­то­чить­ся на иде­аль­ных отно­ше­ни­ях меж­ду созда­ни­ем про­из­ве­де­ния искус­ства и его потреб­ле­ни­ем, то есть на цепи, кото­рую под­лин­ное про­из­ве­де­ние обра­зу­ет меж­ду твор­цом и зри­те­лем (от моз­га к мозгу).

Эстетика и семантика

Отло­жим на вре­мя язык моз­гов. Суще­ству­ет две про­ти­во­по­лож­ных трак­тов­ки отно­ше­ний меж­ду твор­цом и зри­те­лем, кото­рые доми­ни­ро­ва­ли в раз­мыш­ле­ни­ях об искус­стве с сере­ди­ны про­шло­го века. Я буду назы­вать их эсте­ти­че­ской и семан­ти­че­ской моде­ля­ми. Основ­ное раз­ли­чие меж­ду эти­ми дву­мя моде­ля­ми заклю­ча­ет­ся в потреб­ле­нии — в том вли­я­нии, кото­рое про­из­ве­де­ние долж­но ока­зы­вать на зри­те­ля: в рам­ках эсте­ти­че­ской моде­ли оно долж­но сти­му­ли­ро­вать сен­сор­ный или эмо­ци­о­наль­ный отклик, тогда как по усло­ви­ям семан­ти­че­ской моде­ли оно долж­но пере­да­вать опре­де­лен­ное сооб­ще­ние. След­стви­ем это­го явля­ют­ся раз­ли­чия в обла­сти созда­ния, то есть в харак­те­ре твор­че­ской дея­тель­но­сти твор­ца: в рам­ках эсте­ти­че­ской моде­ли его разум сосре­до­то­чен на про­ек­ти­ро­ва­нии эффек­тив­ной фор­мы, тогда как по усло­ви­ям семан­ти­че­ской моде­ли его разум сосре­до­то­чен на арти­ку­ля­ции зна­чи­мо­го содер­жа­ния.

Важ­но пони­мать, что за эти­ми общи­ми пози­ци­я­ми скры­ва­ет­ся мно­же­ство потен­ци­аль­ных вари­а­ций, посколь­ку мно­гие про­ти­во­по­лож­ные тео­рии нахо­дят­ся по одну сто­ро­ну про­па­сти. В эсте­ти­че­ской моде­ли мож­но наблю­дать извеч­ное пони­ма­ние эсте­ти­че­ско­го вку­са как непо­сред­ствен­но­го источ­ни­ка чув­ствен­но­го удо­воль­ствия, а так­же фор­ма­лист­скую оза­бо­чен­ность тех­ни­че­ски­ми нюан­са­ми эсте­ти­че­ской ком­по­зи­ции и мири­а­ды рату­ю­щих за чув­ства, интен­сив­ность кото­рых выхо­дит за рам­ки про­сто­го удо­воль­ствия, дости­гая воз­вы­шен­но­го бла­го­го­ве­ния и живот­но­го отвра­ще­ния. В эсте­ти­че­ской моде­ли мож­но наблю­дать тра­ди­ци­он­ное пони­ма­ние худо­же­ствен­ной цен­но­сти как непо­сред­ствен­но­го источ­ни­ка рели­ги­оз­но­го, мораль­но­го или даже поли­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния, а так­же анти­фор­ма­лист­скую оза­бо­чен­ность субъ­ек­тив­ным выра­же­ни­ем твор­ца наря­ду с созда­те­ля­ми, защит­ни­ка­ми и наслед­ни­ка­ми тра­ди­ции кон­цеп­ту­аль­но­го искусства.

Не менее важ­но пони­мать, что в боль­шин­стве вари­ан­тов этих пози­ций не отри­ца­ет­ся суж­де­ние, соглас­но кото­ро­му искус­ство может сти­му­ли­ро­вать и пере­да­вать, а то и под­чи­нять одно (как сред­ство) дру­го­му (как цели). Напри­мер, като­ли­че­ская цер­ковь пору­ча­ла искус­ным по части эсте­ти­ки худож­ни­кам пере­да­вать рели­ги­оз­ные сооб­ще­ния как раз по той при­чине, что рито­ри­че­ская эффек­тив­ность сооб­ще­ний зави­се­ла от спо­соб­но­сти их ком­по­зи­ций сти­му­ли­ро­вать сен­сор­ные и эмо­ци­о­наль­ные откли­ки. Гово­ря об обрат­ной ситу­а­ции, мож­но при­ве­сти при­мер с неко­то­ры­ми про­яв­ле­ни­я­ми шок-арта и кит­ча. В таких слу­ча­ях про­из­ве­де­ние созда­ет­ся для того, что­бы пере­дать сооб­ще­ние, направ­лен­ное на эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие, такое как дрожь, вызван­ная нару­ше­ни­ем табу, или носталь­гия, вызван­ная обра­ще­ни­ем к кли­ше. Эти спо­со­бы под­чи­не­ния мож­но рас­смат­ри­вать как мето­ды настрой­ки отно­ше­ния меж­ду фор­мой и содер­жа­ни­ем, и хотя они могут не учи­ты­вать все воз­мож­ные кон­фи­гу­ра­ции из сфе­ры под­лин­но­го искус­ства, они поз­во­ля­ют сто­рон­ни­кам каж­дой моде­ли объ­яс­нить мно­гие из выбран­ных оппо­нен­том при­ме­ров с помо­щью соб­ствен­ных терминов.

Нако­нец, важ­но созна­вать, что подоб­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на фор­ме либо содер­жа­нии не меша­ет ни одной из моде­лей фор­ми­ро­вать соот­вет­ству­ю­щее отно­ше­ние к мате­рии. Было бы весь­ма удоб­но объ­яс­нить кон­струк­цию фор­мы в отры­ве от мате­рии, на кото­рую она нало­же­на (чрез­мер­ный гиле­мор­физм) или посчи­тать арти­ку­ля­цию содер­жа­ния неза­ви­си­мой от сре­ды, в кото­рой оно выра­же­но (чрез­мер­ный иде­а­лизм). В каж­дом слу­чае заман­чи­во пред­ста­вить сущ­ность про­из­ве­де­ния искус­ства, будь то фор­ма или содер­жа­ние, как идею в разу­ме твор­ца, а его мате­рию или сре­ду — как нечто несу­ще­ствен­ное и ниче­го не даю­щее этой идее, кро­ме ее реа­ли­за­ции. Одна­ко в рам­ках любой из моде­лей вполне воз­мож­но истол­ко­вать мате­рию, над кото­рой рабо­та­ет тво­рец, с точ­ки зре­ния пози­тив­ных и про­дук­тив­ных огра­ни­че­ний для про­цес­са созда­ния и таким обра­зом заме­нить образ опре­де­лен­ной идеи, закреп­лен­ной в разу­ме, обра­зом пла­стич­но­го пат­тер­на, участ­ву­ю­ще­го во вза­и­мо­дей­ствии меж­ду моз­гом и окру­жа­ю­щей средой.

Критика

Несмот­ря на сде­лан­ные ого­вор­ки, я думаю, что обе моде­ли стал­ки­ва­ют­ся с непре­одо­ли­мы­ми труд­но­стя­ми. Напом­ню, что не в моих силах пред­ста­вить исчер­пы­ва­ю­щий отчет, одна­ко в каж­дом слу­чае я рас­смат­ри­ваю одну клю­че­вую про­бле­му. Решая эти про­бле­мы, мы откро­ем более совер­шен­ную модель отно­ше­ний меж­ду твор­цом, про­из­ве­де­ни­ем и зри­те­лем, а так­же най­дем тро­пу, веду­щую обрат­но в мозг творца.

Важ­ней­шая про­бле­ма эсте­ти­че­ской моде­ли состо­ит в том, что она в конеч­ном ито­ге не спо­соб­на отли­чить искус­ство от ремес­ла и может отде­лять его от укра­ше­ний, раз­вле­че­ний и про­па­ган­ды лишь с уче­том типов чувств и эмо­ций, кото­рые оно стре­мит­ся вызвать и для кото­рых у нее нет прин­ци­пи­аль­но­го кри­те­рия. По мне­нию таких дея­те­лей, как Джо­зеф Кошут и Артур Дан­то, она тер­пит неуда­чу имен­но из-за того, что не может инкор­по­ри­ро­вать про­яв­ле­ния откро­вен­но кон­цеп­ту­аль­но­го искус­ства, кото­рые фак­ти­че­ски утвер­ди­ли отде­ле­ние искус­ства от ремес­ла, напри­мер «Фон­тан» Дюша­на и короб­ки «Брил­ло» Уор­хо­ла.4 Мини­маль­но воз­мож­ных эсте­ти­че­ских черт этих работ ока­за­лось отнюдь не доста­точ­но, что­бы отне­сти их к про­из­ве­де­ни­ям искус­ства, поэто­му что­бы при­нять их в каче­стве тако­вых, нам необ­хо­ди­мо при­знать изме­ре­ние искус­ства, орто­го­наль­ное чув­ствам и впе­чат­ле­ни­ям. Разу­ме­ет­ся, для Кошу­та и Дан­то этим изме­ре­ни­ем явля­ет­ся зна­че­ние, поэто­му они при­ни­ма­ют его за опре­де­ле­ние искус­ства, тем самым под­чи­няя эсте­ти­ку семантике.

Соот­вет­ству­ю­щая про­бле­ма с семан­ти­че­ской моде­лью заклю­ча­ет­ся в том, что она в конеч­ном ито­ге не спо­соб­на отли­чить искус­ство от дру­гих форм ком­му­ни­ка­ции, при­чем не толь­ко от поэ­зии и лите­ра­ту­ры, но и в рав­ной сте­пе­ни от жур­на­ли­сти­ки и фило­со­фии. Искус­ство не при­ем­лет огра­ни­че­ний на выра­же­ние, будь то в отно­ше­нии тем, кото­рые оно может затра­ги­вать, или по части типов сооб­ще­ний, кото­рые оно может пере­да­вать. По этой при­чине искус­ство невоз­мож­но отли­чить от дру­гих форм ком­му­ни­ка­ции на осно­ве содер­жа­ния. Более того, те самые жесты, кото­рые осво­бож­да­ют его от ремес­ла, в кон­це кон­цов уни­что­жа­ют барье­ры меж­ду сре­да­ми, кото­рые мог­ли бы выде­лить его на осно­ве фор­мы. По мне­нию таких дея­те­лей, как Сью­зен Зон­таг и Жиль Делёз, в отсут­ствие эсте­ти­че­ских форм искус­ство опре­де­ля­ет­ся не столь­ко содер­жа­ни­ем, сооб­ща­е­мым про­из­ве­де­ни­ем, сколь­ко прак­ти­ка­ми интер­пре­та­ции, посред­ством кото­рых оно извле­ка­ет­ся, — прак­ти­ка­ми, кото­рые, несмот­ря на все свои тео­ре­ти­че­ские ору­дия, по сути раз­ли­ча­ют­ся кон­крет­ной исто­ри­че­ской общ­но­стью, к кото­рой они при­над­ле­жат.5 Тем не менее пред­ла­га­е­мые ими аль­тер­на­ти­вы — эро­ти­ка про­тив гер­ме­нев­ти­ки и ком­по­зи­ция про­тив ком­му­ни­ка­ции — воз­вра­ща­ют нас пря­мо к рас­смот­рен­ной эсте­ти­че­ской модели.

Консолидация

Теперь у нас есть неко­то­рое пред­став­ле­ние о диа­лек­ти­че­ском тупи­ке, в кото­ром ока­за­лись эсте­ти­че­ская и семан­ти­че­ская моде­ли. Для того что­бы вый­ти из него и про­ло­жить путь к над­ле­жа­щей син­те­ти­че­ской пози­ции, потре­бу­ет­ся изу­чить рас­про­стра­нен­ные убеж­де­ния о мыш­ле­нии зри­те­ля, на кото­рых постро­е­ны обе моде­ли. Важ­ней­шим из них явля­ет­ся при­ня­тое раз­ли­чие меж­ду чув­ствен­но­стью и интел­лек­том, кото­рое до сих пор фор­ми­ру­ет диа­лек­ти­ку эсте­ти­ки и семан­ти­ки с уче­том того, что она с дав­них пор услож­не­на фило­со­фи­ей и пси­хо­ло­ги­ей.6

Это раз­ли­чие состо­ит из трех основ­ных оппо­зи­ций: чув­ствен­ность пони­ма­ет­ся как нечто пас­сив­ное, обес­пе­чи­ва­ю­щее инту­и­тив­ную мате­рию мыш­ле­ния и ответ­ствен­ное за неко­гни­тив­ные эффек­ты, такие как чув­ства, а вот интел­лект пони­ма­ет­ся как нечто актив­ное, обес­пе­чи­ва­ю­щее кон­цеп­ту­аль­ную фор­му мыш­ле­ния и ответ­ствен­ное за когни­тив­ные про­дук­ты, такие как убеж­де­ния. Основ­ная идея, фор­ми­ру­ю­щая эти оппо­зи­ции, заклю­ча­ет­ся в том, что позна­ние по сво­ей сути дис­кур­сив­но, а зна­чит, кон­цеп­ту­аль­ное пони­ма­ние фак­ти­че­ски моде­ли­ру­ет­ся на осно­ве линг­ви­сти­че­ской ком­пе­тен­ции. Это не самая ужас­ная мысль. Зна­чи­мость язы­ка состо­ит в том, что он дает нам общую воз­мож­ность пред­став­лять осо­бен­но­сти нашей сре­ды, обла­да­ю­щую пре­иму­ще­ством перед отдель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми моде­ли­ро­ва­ния кон­крет­ных осо­бен­но­стей сре­ды, доступ­ны­ми бла­го­да­ря нашим чув­ствам. Язык под­да­ет­ся рас­ши­ре­нию; он поз­во­ля­ет нам думать и гово­рить об элек­тро­нах, капи­та­лиз­ме и спра­вед­ли­во­сти, в то вре­мя как наши сен­сор­ные спо­соб­но­сти огра­ни­че­ны диа­па­зо­ном эко­ло­ги­че­ских сти­му­лов, для кото­рых они сформированы.

Про­бле­ма с дис­кур­сив­ным объ­яс­не­ни­ем позна­ния заклю­ча­ет­ся в том, что оно дает язы­ку моно­по­лию и скры­ва­ет зна­чи­мую когни­тив­ную дея­тель­ность, про­ис­те­ка­ю­щую ниже язы­ко­во­го уров­ня. Фило­соф­ская тра­ди­ция несколь­ко смяг­чи­ла этот момент, апел­ли­ро­вав к вооб­ра­же­нию. Его пони­ма­ют как более актив­ную спо­соб­ность к моде­ли­ро­ва­нию, кото­рая высту­па­ет посред­ни­ком меж­ду чув­ствен­но­стью и интел­лек­том, одна­ко оно оста­ет­ся не более чем шаб­ло­ном для отдель­ных когни­тив­ных спо­соб­но­стей, на кото­рых осно­вы­ва­ет­ся наше более общее дис­кур­сив­ное пони­ма­ние.7 Имен­но здесь изу­че­ние моз­га выхо­дит на пер­вый план, рас­кры­вая раз­лич­ные ней­рон­ные меха­низ­мы, участ­ву­ю­щие в обра­бот­ке и инте­гра­ции наших ощу­ще­ний в кар­ту наше­го окру­же­ния, а так­же опре­де­лен­ные ком­пе­тен­ции, кото­рые они обес­пе­чи­ва­ют, вклю­чая отсле­жи­ва­ние дви­же­ния и рас­по­зна­ва­ние лиц.

Одна­ко реша­ю­щим ново­вве­де­ни­ем во всем этом явля­ет­ся опи­са­ние моз­га как систе­мы обра­бот­ки инфор­ма­ции, к кото­рой эти раз­лич­ные меха­низ­мы при­над­ле­жат на пра­вах под­си­стем, обра­ба­ты­ва­ю­щих опре­де­лен­ные виды сен­сор­но­го вво­да и спо­соб­ству­ю­щих опре­де­лен­ным видам пове­ден­че­ско­го выво­да. Это важ­но, пото­му что язык инфор­ма­ции устра­ня­ет раз­рыв меж­ду чув­ствен­но­стью и интел­лек­том и тем самым обес­пе­чи­ва­ет общую осно­ву для реше­ния эсте­ти­че­ских и семан­ти­че­ских про­блем. В сущ­но­сти, мы можем пере­осмыс­лить про­ти­во­по­став­ле­ние фор­мы и содер­жа­ния искус­ства как раз­ли­че­ние двух типов содер­жа­ния: инфор­ма­ции, обра­ба­ты­ва­е­мой раз­лич­ны­ми спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми когни­тив­ны­ми под­си­сте­ма­ми, и инфор­ма­ции, обра­ба­ты­ва­е­мой на более общем дис­кур­сив­ном уровне. Так мы смо­жем рас­смат­ри­вать зна­че­ние как инфор­ма­цию, хотя и не вся инфор­ма­ция несет смысл.8

Когнитивная роль искусства

Это уже поз­во­ля­ет при­мер­но пред­ста­вить цепь меж­ду твор­цом и зри­те­лем как поток инфор­ма­ции, но пока ниче­го не гово­рит нам о том, что отли­ча­ет дан­ный поток от любо­го дру­го­го, будь то эмо­ци­о­наль­ная инфор­ма­ция, пере­да­ва­е­мая выра­же­ни­ем лица, или семан­ти­че­ская инфор­ма­ция, пере­да­ва­е­мая тек­сто­вым сооб­ще­ни­ем. Если мы хотим най­ти под­лин­ную аль­тер­на­ти­ву эсте­ти­че­ской и семан­ти­че­ской моде­лям, мы не можем выде­лять инфор­ма­ци­он­ный поток, кото­рый вызы­ва­ет­ся про­из­ве­де­ни­ем искус­ства, огра­ни­чи­вая его одним типом инфор­ма­ции, а зна­чит, мы долж­ны опре­де­лить воз­дей­ствие, кото­рое под­лин­ное искус­ство ока­зы­ва­ет на зри­те­ля и кото­рое не огра­ни­че­но опре­де­лен­ным типом обра­бот­ки информации.

Наста­ет тот момент, в кото­ром я не могу не сде­лать несколь­ко пози­тив­ных заяв­ле­ний о цели искус­ства. Я уже затра­ги­вал исто­ри­че­ский про­цесс само­опре­де­ле­ния искус­ства, когда рас­смат­ри­вал диа­лек­ти­ку меж­ду эсте­ти­кой и семан­ти­кой; как вы мог­ли заме­тить, я не счи­таю, что какая-либо из сто­рон дис­кус­сии усво­и­ла важ­ные уро­ки пере­хо­да от модер­на к совре­мен­но­му искус­ству. Исти­на эсте­ти­че­ской моде­ли заклю­ча­ет­ся в ее вер­но­сти сти­му­ля­ции, а исти­на семан­ти­че­ской моде­ли — в ее вер­но­сти позна­нию. Ошиб­ка эсте­ти­че­ской моде­ли заклю­ча­ет­ся в ее стрем­ле­нии к неко­гни­тив­но­му изме­ре­нию сти­му­ля­ции, а ошиб­ка семан­ти­че­ской моде­ли — в ее стрем­ле­нии к ком­му­ни­ка­тив­но­му изме­ре­нию позна­ния. Про­стая исти­на о цели искус­ства, рас­кры­тая исто­ри­ей его без­успеш­ных попы­ток само­опре­де­ле­ния, — это мини­маль­ное усло­вие совре­мен­но­го искус­ства: ему нуж­но заста­вить нас думать.

Про­ще гово­ря, я хочу сде­лать пози­тив­ное заяв­ле­ние о том, что целью искус­ства явля­ет­ся когни­тив­ная сти­му­ля­ция.9 Что­бы над­ле­жа­щим обра­зом его объ­яс­нить, потре­бу­ет­ся в даль­ней­шем про­ве­сти чер­ту меж­ду когни­тив­ным про­цес­сом и когни­тив­ным про­дук­том или меж­ду под­си­сте­мой обра­бот­ки инфор­ма­ции, кото­рую акти­ви­ру­ет кон­крет­ное про­из­ве­де­ние, и резуль­та­та­ми ее дея­тель­но­сти. В тех при­ме­рах, кото­рым отда­ет пред­по­чте­ние эсте­ти­че­ская модель, про­из­ве­де­ние искус­ства стре­мит­ся сти­му­ли­ро­вать наши недис­кур­сив­ные спо­соб­но­сти к обра­бот­ке инфор­ма­ции и повы­сить их про­из­во­ди­тель­ность. При этом про­ис­хо­дит испы­та­ние их пре­де­лов, нару­ше­ние их дея­тель­но­сти или про­сто вытал­ки­ва­ние их за рам­ки повсе­днев­но­го исполь­зо­ва­ния. Цве­то­вое раз­ли­че­ние, рас­по­зна­ва­ние зри­тель­ных обра­зов, эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и т. д. — все они по-сво­е­му сти­му­ли­ру­ют­ся, при­чем смысл не в том, что­бы добить­ся опре­де­лен­но­го пони­ма­ния их объ­ек­та, а в том, что­бы тре­ни­ро­вать их ради них самих. В тех при­ме­рах, кото­рым отда­ет пред­по­чте­ние семан­ти­че­ская модель, худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние стре­мит­ся сти­му­ли­ро­вать наши спо­соб­но­сти к дис­кур­сив­ной обра­бот­ке инфор­ма­ции, побуж­дая нас изу­чить кон­цеп­ту­аль­ные свя­зи, раз­ре­шить тео­ре­ти­че­ские про­ти­во­ре­чия или даже сопо­ста­вить интер­пре­та­ции, не тре­буя, что­бы мы при­шли к кон­крет­но­му заклю­че­нию. Искус­ство вполне может сти­му­ли­ро­вать наши ком­му­ни­ка­тив­ные спо­соб­но­сти в целях, отлич­ных от ком­му­ни­ка­ции, так что его успех зави­сит не от пра­виль­ной интер­пре­та­ции с нашей сто­ро­ны, а от того, вдох­нов­ля­ет ли нас при­зыв к интерпретации.

Вдохновение, побуждение и исследование

Идея когни­тив­ной сти­му­ля­ции (вдох­но­ве­ния) явля­ет­ся инфор­ма­ци­он­ной нитью, кото­рая про­ло­же­на меж­ду моз­гом зри­те­ля и моз­гом твор­ца и за кото­рой мы долж­ны про­сле­дить. Что про­ис­хо­дит в моз­ге твор­ца, если не оформ­ле­ние эффек­тив­но­го сти­му­ла или арти­ку­ля­ция инте­рес­ной мыс­ли? В неко­то­ром роде это вполне адек­ват­ные вари­ан­ты опи­са­ния для тех слу­ча­ев, когда тво­рец созда­ет когни­тив­но-сти­му­ли­ру­ю­щее про­из­ве­де­ние. С одной сто­ро­ны, искус­ство пред­став­ля­ет собой нечто боль­шее, чем про­сто ремес­ло, хотя при этом оно почти все­гда вклю­ча­ет в себя изго­тов­ле­ние — обра­бот­ку мате­ри­а­лов для дости­же­ния опре­де­лен­но­го эффек­та. Если мы при­зна­ем, что у искус­ства есть цель, то необ­хо­ди­мо так­же при­знать, что мож­но про­ек­ти­ро­вать про­из­ве­де­ния для дости­же­ния этой цели. С дру­гой сто­ро­ны, искус­ство не наце­ле­но на кон­крет­ный когни­тив­ный про­дукт, одна­ко его мате­ри­а­лы неиз­мен­но содер­жат усто­яв­ши­е­ся когни­тив­ные фор­мы, исполь­зу­ю­щие задан­ные абстрак­ции, апел­ли­ру­ю­щие к опре­де­лен­ным кон­цеп­ци­ям и пред­став­ля­ю­щие кон­крет­ные обсто­я­тель­ства. Если мы хотим понять искус­ство с точ­ки зре­ния обра­бот­ки инфор­ма­ции, то мы долж­ны быть гото­вы объ­яс­нить, как твор­цы арти­ку­ли­ру­ют эту инфор­ма­цию в каче­стве фор­мы и содер­жа­ния. Тем не менее в твор­че­ском про­цес­се оста­ет­ся нечто такое, что эти опи­са­ния не могут уло­вить. Я гово­рю о свя­зи меж­ду соб­ствен­ным вдох­но­ве­ни­ем твор­ца в про­цес­се созда­ния и вдох­но­ве­ни­ем, кото­рое про­из­ве­де­ние вызы­ва­ет у пуб­ли­ки. Если суще­ству­ет что-то, чем мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать при­су­щий искус­ству поток инфор­ма­ции, так это пере­да­ча вдохновения.

Воз­мож­но, к это­му явле­нию луч­ше все­го под­сту­пить­ся с помо­щью забав­но­го наблю­де­ния: при всем вни­ма­нии, кото­рое уде­ля­ет­ся иссле­до­ва­ни­ям в прак­ти­ке совре­мен­но­го искус­ства, твор­цы обыч­но пред­по­чи­та­ют начи­нать линии мыс­ли, а не завер­шать их. Это часто отра­жа­ет­ся в том, как твор­цы опи­сы­ва­ют свои про­из­ве­де­ния. Некто гово­рит нам, что он наме­ре­вал­ся иссле­до­вать опре­де­лен­ную тему (выста­воч­ное про­стран­ство, субъ­ект­ность вещей или исто­рию сооб­ще­ства), но мы нико­гда не полу­ча­ем гото­вой кар­ты с иссле­до­ван­ной мест­но­стью. Важ­но под­черк­нуть, что в этом нет ниче­го пло­хо­го. Если иссле­до­ва­ния твор­ца долж­ны при­ве­сти к важ­ным тео­ре­ти­че­ским резуль­та­там, таким как мате­ма­ти­че­ская тео­ре­ма, фило­соф­ская кон­цеп­ция или поли­ти­че­ский прин­цип, то ему луч­ше изло­жить их в кни­ге, чем зашиф­ро­вы­вать в про­из­ве­де­нии искус­ства. Послед­нее пред­став­ля­ет собой не столь­ко задан­ный тезис, сколь­ко при­гла­ше­ние пораз­мыс­лить в опре­де­лен­ном направ­ле­нии. Вопрос в том, что имен­но при этом ожидается?

Важ­но отме­тить, что любое такое при­гла­ше­ние пред­по­ла­га­ет нали­чие обще­го для твор­ца и пуб­ли­ки набо­ра когни­тив­ных спо­соб­но­стей.10 Точ­ная сте­пень и харак­тер этой общ­но­сти варьи­ру­ют­ся в зави­си­мо­сти от исполь­зу­е­мых типов обра­бот­ки инфор­ма­ции. Напри­мер, как я уже наме­кал, порт­рет­ная живо­пись сво­им суще­ство­ва­ни­ем обя­за­на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным когни­тив­ным под­си­сте­мам для рас­по­зна­ва­ния лиц и раз­ли­че­ния свя­зан­ных эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний, кото­рые так или ина­че «вмон­ти­ро­ва­ны» в нашу общую ней­рон­ную архи­тек­ту­ру (при этом их точ­ные пара­мет­ры и эффек­тив­ность могут раз­ли­чать­ся от одно­го инди­ви­да к дру­го­му).11 В то же вре­мя нуж­но ска­зать, что кон­цеп­ту­аль­ное искус­ство суще­ству­ет бла­го­да­ря дис­кур­сив­ным спо­соб­но­стям, кото­рые, как я пред­по­ло­жил, харак­тер­ны для кон­цеп­ту­аль­но­го мыш­ле­ния в целом; при этом раз­ные про­из­ве­де­ния будут апел­ли­ро­вать к раз­ным кон­цеп­ту­аль­ным ком­пе­тен­ци­ям и тре­бо­вать, напри­мер, осмыс­ле­ния поня­тий из гео­мет­рии, соци­аль­ной тео­рии или даже искус­ство­ве­де­ния. Обре­те­ние таких ком­пе­тен­ций обу­слов­ле­но раз­лич­ны­ми фор­ма­ми адап­та­ции, соци­а­ли­за­ци­ей и вос­пи­та­ни­ем.12 Есть мно­же­ство при­чин, по кото­рым наши спо­соб­но­сти к обра­бот­ке пер­цеп­тив­ной и семан­ти­че­ской инфор­ма­ции могут раз­ли­чать­ся. При этом мы обра­зу­ем пуб­ли­ку, к кото­рой искус­ство может быть обра­ще­но, толь­ко в том слу­чае, когда наши спо­соб­но­сти так или ина­че схо­дят­ся в одной точке.

Эта сеть накла­ды­ва­ю­щих­ся друг на дру­га сходств по части обра­бот­ки инфор­ма­ции пред­ла­га­ет аль­тер­на­тив­ную мета­фо­ру, с помо­щью кото­рой мож­но сфор­му­ли­ро­вать име­ю­щи­е­ся про­бле­мы: общий когни­тив­ный ланд­шафт, или все­о­хва­ты­ва­ю­щее про­стран­ство воз­мож­но­го позна­ния, раз­лич­ные обла­сти кото­ро­го, от зна­ко­мой мест­но­сти отоб­ра­же­ния черт лица до диких окра­ин высо­кой мно­го­мер­ной гео­мет­рии, обу­слов­ле­ны кон­вер­ген­ци­ей наших спо­соб­но­стей к раз­мыш­ле­нию об иде­ях, кото­рые они заклю­ча­ют. Достичь кон­крет­ной обла­сти ланд­шаф­та под силу лишь тем, у кого есть пра­виль­ные когни­тив­ные спо­соб­но­сти, но даже в их слу­чае туда попа­дут не все. Этот факт при­да­ет новый смысл упо­мя­ну­то­му выше худо­же­ствен­но­му язы­ку: мы можем наблю­дать, как тво­рец иссле­ду­ет наш общий когни­тив­ный ланд­шафт, откры­вая его обла­сти и про­кла­ды­вая путь через необъ­ят­ное про­стран­ство воз­мож­ных состо­я­ний обра­бот­ки инфор­ма­ции, харак­тер­ных для нашей кол­лек­тив­ной когни­тив­ной архи­тек­ту­ры. Такое поло­же­ние вещей, в свою оче­редь, пред­ла­га­ет нам опре­де­лен­ным обра­зом осмыс­лить идею при­гла­ше­ния: мы можем рас­смат­ри­вать про­из­ве­де­ние искус­ства не столь­ко как кар­ту, сколь­ко как точ­ку про­ник­но­ве­ния на когни­тив­ный ланд­шафт — место, где дру­гие могут начать думать само­сто­я­тель­но; это нуж­но не для того, что­бы они при­шли к тем же заклю­че­ни­ям, что и тво­рец или им подоб­ные (если тако­вые име­ют­ся), а с той целью, что­бы иметь воз­мож­ность иссле­до­вать при­ме­не­ние соб­ствен­ных позна­ва­тель­ных спо­соб­но­стей с помо­щью кон­крет­ных сла­бо очер­чен­ных методов.

Внутри мозга творца

Конеч­но, такая про­стран­ствен­ная мета­фо­ра рас­па­дет­ся, если зай­ти слиш­ком дале­ко; одна­ко она поз­во­ля­ет нам яснее пред­ста­вить нор­ма­тив­ное изме­ре­ние исход­но­го вопро­са: какие ней­рон­ные про­цес­сы име­ют отно­ше­ние к созда­нию под­лин­но­го про­из­ве­де­ния искусства?

Как я уже гово­рил ранее, этот вопрос пред­по­ла­га­ет мини­маль­ную сте­пень искрен­но­сти со сто­ро­ны твор­ца; нас не инте­ре­су­ют когни­тив­ные про­цес­сы, свя­зан­ные с выда­чей чего-либо за про­из­ве­де­ние искус­ства. Искус­ство име­ет цель; кро­ме того, мы при­зна­ли, что твор­цы могут созна­тель­но к ней стре­мить­ся, одна­ко нам необ­хо­ди­мо отри­нуть идею о том, что искрен­ность тре­бу­ет этой созна­тель­но­сти. У твор­ца долж­на быть воз­мож­ность создать под­лин­ное про­из­ве­де­ние искус­ства без явно­го тео­ре­ти­че­ско­го пони­ма­ния того, как это дела­ет­ся; сле­до­ва­тель­но, искрен­ность может под­ра­зу­ме­вать­ся в рам­ках его прак­ти­че­ско­го пони­ма­ния акта твор­че­ства. Когни­тив­ные сход­ства меж­ду твор­цом и пуб­ли­кой, выте­ка­ю­щие из мета­фо­ры о ланд­шаф­те, поз­во­ля­ют объ­яс­нить сле­ду­ю­щее: твор­цу не тре­бу­ет­ся тео­ре­ти­че­ско­го пони­ма­ния когни­тив­ных спо­соб­но­стей его пуб­ли­ки; ему нуж­но лишь уметь исполь­зо­вать сход­ства меж­ду ними. Искрен­ность импли­цит­на, посколь­ку тво­рец вдох­нов­ля­ет­ся чем-либо сам, что­бы вдох­но­вить других.

С уче­том это­го может пока­зать­ся оче­вид­ным, что инте­ре­су­ю­щие нас аспек­ты моз­га твор­ца (кото­рые име­ют отно­ше­ние к твор­че­ско­му про­цес­су) — это в основ­ном те под­си­сте­мы обра­бот­ки инфор­ма­ции, кото­рые его рабо­та стре­мит­ся сти­му­ли­ро­вать у пуб­ли­ки: рас­по­зна­ва­ние лиц в порт­рет­ной живо­пи­си, повтор­ная иден­ти­фи­ка­ция объ­ек­тов и отсле­жи­ва­ние собы­тий в кине­ма­то­гра­фе, дис­кур­сив­ное рас­суж­де­ние в кон­цеп­ту­аль­ном искус­стве или какой-либо ком­плекс таких спо­соб­но­стей в пост­ме­ди­ум­ных ком­по­зи­ци­ях. Но такое поло­же­ние вещей так­же пока­жет­ся три­ви­аль­ным, если его не ограничить.

С одной сто­ро­ны, нуж­но при­знать, что рас­хож­де­ния меж­ду когни­тив­ны­ми систе­ма­ми твор­ца и пуб­ли­ки могут играть про­дук­тив­ную роль в ком­по­зи­ции сти­му­ли­ру­ю­щих про­из­ве­де­ний. Есть мно­го сине­сте­тов, а так­же сла­бо­ви­дя­щих и даже сле­пых худож­ни­ков, чьи исклю­чи­тель­ные спо­соб­но­сти к обра­бот­ке визу­аль­ных и так­тиль­ных (а так­же смеж­ных с ними) дан­ных поз­во­ля­ют им осо­бым обра­зом вос­при­ни­мать фор­мы визу­аль­ной инфор­ма­ции, кото­рые сти­му­ли­ру­ют «нор­маль­ные» пер­цеп­тив­ные под­си­сте­мы, посколь­ку они име­ют общую базо­вую функ­ци­о­наль­ную архи­тек­ту­ру.13 Этот тезис под­креп­ля­ет­ся фено­ме­ном ней­ро­пла­стич­но­сти: она гаран­ти­ру­ет, что даже такие «нор­маль­ные» когни­тив­ные функ­ции мож­но реа­ли­зо­вать с помо­щью раз­лич­ных нев­ро­ло­ги­че­ских струк­тур.14 Этот потен­ци­ал мно­же­ствен­ной реа­ли­за­ции ста­но­вит­ся более выра­жен­ным по мере того, как мы дви­жем­ся вдоль спек­тра от врож­ден­ных спо­соб­но­стей к при­об­ре­тен­ным. Разум­но ожи­дать, что рас­ши­ря­е­мость линг­ви­сти­че­ской функ­ции, лежа­щей в осно­ве репре­зен­та­тив­ной общ­но­сти дис­кур­сив­но­го позна­ния, допус­ка­ет зна­чи­тель­ные ней­ро­ана­то­ми­че­ские рас­хож­де­ния и что они могут играть столь же про­дук­тив­ную роль в кон­цеп­ту­аль­ном искусстве.

С дру­гой сто­ро­ны, нам не сто­ит ждать, что более или менее актив­ное исполь­зо­ва­ние твор­цом когни­тив­ных спо­соб­но­стей — выхо­дя­щее за рам­ки про­стой интро­спек­ции и вклю­ча­ю­щее мно­же­ство форм прак­ти­че­ских экс­пе­ри­мен­тов — будет отра­жать толь­ко лишь более или менее пас­сив­ную акти­ви­за­цию тех же спо­соб­но­стей у пуб­ли­ки. Если мы черес­чур углу­бим­ся в кон­вер­ген­цию меж­ду твор­цом и пуб­ли­кой, воз­ник­нет риск такой ситу­а­ции, в кото­рой мы вновь ска­тим­ся до уров­ня семан­ти­че­ской моде­ли, в рам­ках кото­рой пере­да­ча вдох­но­ве­ния обер­нет­ся доне­се­ни­ем опре­де­лен­но­го содер­жа­ния, индек­си­ру­е­мо­го общим когни­тив­ным резуль­та­том. Вдох­но­ве­ние твор­ца не про­сто пред­вос­хи­ща­ет вдох­но­ве­ние пуб­ли­ки. Пуб­ли­ка может поз­во­лить когни­тив­ным про­цес­сам (кото­рые запу­ще­ны каким-либо раз­дра­жи­те­лем) идти сво­им чере­дом; при этом тво­рец обя­зан оста­нав­ли­вать, кон­тро­ли­ро­вать эти про­цес­сы или даже обра­щать их вспять, вос­ста­нав­ли­вая, моду­ли­руя и фик­си­руя обра­зы, темы и дру­гую инфор­ма­цию, кото­рая отправ­ля­ет их и под­дер­жи­ва­ет в дви­же­нии. Одно дело най­ти соб­ствен­ное вдох­но­ве­ние, а дру­гое — отра­зить его таким обра­зом, что­бы им мож­но было поде­лить­ся с дру­ги­ми. Обра­ща­ясь таким обра­зом к соб­ствен­ным когни­тив­ным про­цес­сам, тво­рец эффек­тив­но (хотя и бес­со­зна­тель­но) исполь­зу­ет свой мозг в каче­стве окна в мозг публики.

Peter Wolfendale
Питер Вуль­фен­дейл

Фило­соф с севе­ро-восто­ка Англии, рабо­та­ю­щий на пере­се­че­нии мето­до­ло­гии мета­фи­зи­ки и струк­ту­ры раци­о­наль­но­сти. Автор кни­ги «The Noumenon’s New Clothes».

deontologistics.wordpress.com
  1. В осно­ву этой ста­тьи лег­ло выступ­ле­ние на меро­при­я­тии Das Traumen, орга­ни­зо­ван­ном арт-груп­пой NEUSCHLOSS и про­шед­шем в гале­рее Baltic Gallery горо­да Гейт­схед в мае 2015 года. Тема меро­при­я­тия была свя­за­на с этим вопро­сом. При­чи­ной тому был тот факт, что оно про­во­ди­лось посре­ди инстал­ля­ции Джей­со­на Роуд­са под назва­ни­ем The Creation Myth, кото­рая пред­став­ля­ла собой подроб­ную модель разу­ма твор­ца и твор­че­ско­го про­цес­са. Это меро­при­я­тие задо­ку­мен­ти­ро­ва­но в кни­ге The Place of Dead Rhoades (IMT Press, 2015 г.). 
  2. См. кни­гу Нико­ля Бур­рио «Реля­ци­он­ная эсте­ти­ка» (Les Presse du Reel, 1998 г.). 
  3. См. пуб­ли­ка­цию Анджа­на Чат­тер­джи Neuroaesthetics: A Coming of Age Story в жур­на­ле The Journal of Cognitive Neuroscience (выпуск за январь 2011 г.), 23(1):53–62; и кни­гу The Aesthetic Brain: How We Evolved to Desire Beauty and Enjoy Art (Oxford University Press, 2015 г.). 
  4. См. пуб­ли­ка­цию Джо­зе­фа Кошу­та Art After Philosophy в жур­на­ле Studio International (выпуск за октябрь 1969 г.) и кни­гу Арту­ра Дан­то The Abuse of Beauty (Open Court, 2003 г.). 
  5. См. эссе Сью­зен Зон­таг «Про­тив интер­пре­та­ции» в сбор­ни­ке «Про­тив интер­пре­та­ции и дру­гие эссе» (Farrar, Strauss, and Giroux, 1961 г.) и гла­ву «Пер­цепт, аффект и кон­цепт» в кни­ге «Что такое фило­со­фия?» Жиля Делё­за и Фелик­са Гват­та­ри (Verso Books, 1994 г.). 
  6. Важ­ней­шим источ­ни­ком, из кото­ро­го про­ис­те­ка­ет это раз­ли­чие, явля­ет­ся транс­цен­ден­таль­ная пси­хо­ло­гия Имма­ну­и­ла Кан­та, кото­рую он раз­вил в кни­ге «Кри­ти­ка чисто­го разу­ма» (Cambridge University Press, 1998 г.) и ввел в эсте­ти­ку в рабо­те «Кри­ти­ка спо­соб­но­сти суж­де­ния» (Cambridge University Press, 2002 г.). 
  7. Эта идея тоже при­шла из тру­дов Кан­та. 
  8. Подроб­ная вер­сия этой исто­рии изло­же­на в моей ста­тье The Reformatting of Homo Sapiens, кото­рая будет опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле The Inhuman (MERVE Verlag, 2016 г.). 
  9. Если гово­рить в общих чер­тах, эта идея раз­ви­ва­ет кан­тов­скую эсте­ти­ку, кото­рая опре­де­ля­ет общий зна­ме­на­тель его взгля­дов на пре­крас­ное и воз­вы­шен­ное (см. рабо­ту «Кри­ти­ка спо­соб­но­сти суж­де­ния»). 
  10. Это важ­ный аспект того, что Кант назы­вал sensus communis. 
  11. См. рабо­ту Б. Дж. Бала­са и П. Син­хи Portraits and Perception: Configural Information in Creating and Recognizing Face Images (Spatial Vision, 2007 г.; 21(1–2): 119–35), что­бы узнать об эмпи­ри­че­ском иссле­до­ва­нии вза­и­мо­свя­зи меж­ду спо­соб­но­стя­ми к рас­по­зна­ва­нию лиц и мето­да­ми порт­рет­ной живо­пи­си. 
  12. Подроб­ное иссле­до­ва­ние слож­ных соци­аль­ных основ кон­цеп­ту­аль­ной ком­пе­тент­но­сти см. в кни­ге Мар­ка Уил­со­на Wandering Significance (Oxford University Press, 2006 г.). 
  13. См. кни­гу Кре­тье­на ван Кам­пе­на The Hidden Sense: Synaesthesia in Art and Science (MIT Press, 2010 г.) и Джо­на М. Кен­не­ди Drawing and the Blind: Pictures to Touch (Yale University Press, 1993 г.). 
  14. См. пуб­ли­ка­цию Доми­ни­ка М. Май­но Neuroplasticity: Teaching an Old Brain New Tricks в жур­на­ле Review of Optometry (выпуск за январь 2009 г.). 

Последние посты

Архивы

Категории