Портал II «Селестиальный»

Одна­ко затем наста­ли неиз­беж­ные 80‑е. На Запа­де рас­цвел кибер­панк, но рас­цвет этот не вызвал откли­ка в серд­цах совет­ских людей. Что вызы­ва­ло в них отклик, все мы зна­ем с дет­ства. Стру­гац­кие и еще раз Стру­гац­кие. А и Б, сидя­щие на трубе.

Нет-нет, не поду­май­те, мы не соби­ра­ем­ся тро­гать свя­тую тру­бу. Лишь выра­жа­ем осто­рож­ное удив­ле­ние тем фак­том, что в стране самой вели­кой лите­ра­ту­ры, самой про­дви­ну­той нау­ки и самой мощ­ной тех­ни­ки – это наш спут­ник пер­вым ска­зал «пи-пи»! это наш Гага­рин пер­вым ска­зал «поеха­ли»! это у нас пере­сад­ка серд­ца ста­ла обыч­ным делом!.. Коро­че, на гори­зон­те науч­ной фан­та­сти­ки такой вот супер­дер­жа­вы ярко горе­ла ТОЛЬКО ОДНА, хотя и двой­ная звез­да Стругацких.

Мер­си Шел­ли, «Дети сте­коль­щи­ка» 2000 г.

Пред­ставь­те, что вы совет­ский инже­нер. Чело­век со зна­ни­я­ми рано или позд­но, а мы от Ари­сто­те­ля нику­да не ухо­ди­ли, начи­на­ет зада­вать­ся миро­воз­зрен­че­ски­ми вопросами.

Обыч­но чело­ве­ка здесь уте­ша­ют три сест­ры: фило­со­фия, рели­гия, идеология.

Тебе пере­ска­зы­ва­ют все эти учеб­ни­ки Чаны­ше­ва, кур­сы марк­сиз­ма-лени­низ­ма, но ты пони­ма­ешь, что это казён­щи­на, без­душ­ный порож­няк, и такой: «А вот есть бра­тья Стру­гац­кие, они философы».

Для всех клас­си­че­ских совет­ских тех­на­рей насто­я­щая рели­гия это Бра­тья Стру­гац­кие. Я готов поклясть­ся на окро­вав­лен­ной под­шив­ке «Если», что это так – весь этот Мир Полу­дня, они это всё всерьёз.

Фило­со­фия стро­ит­ся вокруг про­бле­мы, это не ларёк, куда ты при­хо­дишь и тебе слу­жи­те­ли куль­та типа услов­ной «Аси Казан­це­вой» ска­жут, что все про­бле­мы нашей жиз­ни эли­ми­ни­ру­ет­ся до функ­ци­о­ни­ро­ва­ния моз­га на фоне гормонов.

Клю­че­вое свой­ство фило­со­фии, в той мере как она есть фило­со­фия, а не сопря­жён­ные прак­ти­ки, есть ради­каль­ное рас­хож­де­ние с консенсусом.

Обще­ствен­ным или гносеологическим.

Мы хоро­шо в подроб­но­стях зна­ем, к чему обыч­но при­во­дит, когда фило­со­фия ста­но­вит­ся слу­жан­кой, вме­сто звон­ко­го сме­ха бегу­щей по элев­син­ским полям девоч­ки с золо­ты­ми кудрями.

Весь этот дресс-код напря­га­ет. Вче­ра сута­на свя­щен­ни­ка, сего­дня халат учё­но­го, но когда же уже будет мож­но как есть?

Если ты реаль­но нач­нёшь ата­ко­вать, то до тебя доне­сет­ся аро­мат цику­ты или мож­но стать «фри­ком», типа Вит­ген­штей­на или Делё­за – оба обла­да­ли состо­я­ни­ем от пред­ков или жены и мог­ли себе поз­во­лить про­во­ка­тив­ные вещи, делать и посту­пать, как нравится.

Имен­но поэто­му Ясперс и Гадам­мер не фило­со­фы, а Хай­дег­гер — да.

Маль­чик из Мес­кир­ха подыг­ры­вал мест­ным иезу­и­там, писал в 18 лет ста­тьи, будучи чле­ном кол­ле­гии, как био­ло­гия согла­су­ет­ся с уче­ни­ем Церк­ви и тому подоб­ные глу­по­сти, но после двух кур­сов «хоп», и пере­вёл­ся на фило­со­фию, пото­му что ему дали грант и он сра­зу понял, что мож­но боль­ше не про­дол­жать и занять­ся сво­бод­ным поис­ком. Вся эта исто­рия с Гит­ле­ром – ну не быва­ют вели­кие фило­со­фы людь­ми с ров­ной судьбой.

Все абсо­лют­но это трол­ли и сума­сшед­шие, вот этот дух – «анти­кон­вен­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­за­ция как опо­ра», есть даже у Чал­мер­са и Деннета.

«Вы дума­е­те раз вы сиди­те в при­ём­ной комис­сии, вы в чем-то раз­би­ра­е­тесь, а я вам сей­час пока­жу, выва­лю на стол, в чём фило­со­фия заключается!»

И это­го духа совсем нет в мос­ков­ской тусов­ке фило­со­фии сознания.

*

На этих рас­суж­де­ни­ях мы доплы­ли до опас­ной зоны селе­сти­аль­ных фор­ти­фи­ка­ций коман­до­ра ВВВ на пол­ных пару­сах. Здесь на облач­ном сер­ве­ре МЦИС всё как в high-end lawful good сбор­ке – небес­ный кру­из по воз­мож­ным мирам (уже упо­мя­ну­то­го выше отри­ца­те­ля мате­ри­а­лиз­ма Сола Крипке).

Из ста­тьи на Ноже:

Мос­ков­ский центр иссле­до­ва­ния созна­ния при МГУ — оплот ана­ли­ти­че­ской фило­со­фии в Рос­сии. Его сотруд­ни­ки зани­ма­ют­ся клас­си­че­ски­ми про­бле­ма­ми ана­ли­ти­че­ской фило­со­фии, каса­ю­щи­ми­ся созна­ния, сво­бо­ды воли, мораль­ной ответ­ствен­но­сти и тож­де­ства лич­но­сти. «Мы транс­ли­ру­ем наи­бо­лее зна­чи­мые идеи англо­языч­ной фило­со­фии. Это очень важ­но, пото­му что англо­языч­ная ана­ли­ти­че­ская фило­со­фия сей­час доми­ни­ру­ет», — гово­рит доцент фило­соф­ско­го факуль­те­та МГУ Артем Беседин.

Я так и пред­став­ляю, гля­дя через янтарь фэн­те­зи сет­тин­га в их сто­ро­ну, что это бело­снеж­ный замок в селе­сти­аль­ном окру­же­нии, где муд­рё­ный седи­на­ми архи­маг смот­рит в свой ана­ли­ти­че­ский шар.

Это и прав­да уни­каль­ное место в оте­че­ствен­ном ланд­шаф­те. День­ги на про­ект выде­ля­ет один из участ­ни­ков – реаль­ный учё­ный и мил­ли­о­нер – Дмит­рий Вол­ков. Как и в слу­чае с Лан­дом, всё самое хоро­шее толь­ко на вне­бюд­жет­ной осно­ве – фило­со­фия на бюд­же­те это все­гда-уже-деак­ти­ви­ро­ван­ная исто­рия фило­со­фии. Поэто­му с точ­ки зре­ния финан­сов и духа сво­бо­ды  – не надо боять­ся, не надо «для отчё­та», не надо объ­яс­нять «поче­му это важно».

МЦИС это солид­ная уни­вер­си­тет­ская вещь, луч­ший ф‑клуб стра­ны, без кон­ку­рен­тов на внут­рен­ней арене.

Но поче­му так без­зу­бо в ата­ке? Это не ток­си­ки из ниж­не­го интер­не­та вам остав­ля­ют ком­мен­ты к ито­гам лет­них школ, это оцен­ка болель­щи­ка­ми зре­лищ­но­сти мат­ча. То что резуль­тат – пуб­ли­ка­ции, охват, лай­ки, сту­ден­ты, под­ка­сты, стри­мы – такая масте­ро­ви­тая коман­да себе может обес­пе­чить в РФЛ это понят­но. И есть даже рису­нок игры, и заме­ны рабо­та­ют как надо, но пока всё-таки Мет­цин­гер к нам увы не поедет.

Все ребя­та из МЦИС дав­но пре­вра­ти­лись в науч­по­пе­ров – помни­те, как Вах­штайн одним щел­ба­ном убил Ива­си­ка – отбы­ва­ю­щих кон­тракт. Они каче­ствен­но изла­га­ют гото­вый мате­ри­ал, но очень мало тео­ре­ти­зи­ру­ют и не дела­ют рез­ких гно­сео­ло­ги­че­ских движений.

Это «Ася» устра­и­ва­ет пик­ник на обо­чине – «доми­ни­ру­ю­щей аме­ри­кан­ской фило­со­фии» – в поис­ках пол­ной ясно­сти мира полу­дня. Ника­кие совы Минер­вы туда не при­ле­тят, это ноч­ные хищ­ни­ки и рабо­та­ет это не так.

Тыся­чу раз ваш гроз­ный капи­тан делал лик­без по ана­ли­ти­че­ской фило­со­фии, и это ни к чему не привело.

Вадим Вале­рье­вич Васи­льев – абсо­лют­ный респект про­фес­сор – живая мысль, задел, орга­ни­за­тор, под­лин­ный запрос на поиск истины.

Он может даже про Дер­ри­да ска­зать, что это джа­зо­вая импро­ви­за­ция, или он может рас­ска­зать, как играл в Ведь­ма­ка, или как ему нра­вил­ся Иоганн Тет­тенс – немец­кий фило­соф пред­кан­ти­а­нец, чьи сочи­не­ния состо­ят из одних вопро­сов, кото­рый был вдох­нов­лен Юмом. И когда Кант гово­рит, что он wake up от дог­ма­ти­че­ско­го сна на самом деле речь идёт о Тет­тен­се, что ему рас­ска­зал, пото­му что Юм был всё-таки англичанин.

И он это зна­ет и рас­ска­зы­ва­ет, как наши тео­рии созна­ния сопря­же­ны с XVIII веком.

Кро­ме Васи­лье­ва никто из их сре­ды не дела­ет инте­рес­ных вещей, но не дела­ет и откро­вен­но плохих.

Стрем­ле­ние фило­со­фии к школь­но­сти это нор­маль­но, и наша Ака­де­мия так назва­на в честь заве­де­ния Пла­то­на. Уже в Антич­но­сти был открыт пора­зи­тель­ный кре­а­тив­ный эффект вза­им­но­го опы­ле­ния, когда соби­ра­ют­ся собра­ния дру­зей освя­щен­ных иде­ей и они от это­го вза­и­мо­оопы­ле­ния обо­га­ща­ют­ся – рас­цве­та­ют круж­ки – всё доволь­но стан­дарт­но для Античности.

Вопрос сво­дит­ся к тому, что фило­со­фия созна­ния хочет про­дать себя как «100% науч­ная» пози­ция на уровне здра­во­го смыс­ла: я не знаю чего мне при­дер­жи­вать­ся, у меня не хва­та­ет муже­ства или наг­ло­сти поль­зо­вать­ся сво­им умом, поэто­му я ищу «Асю Казан­це­ву» и обслу­жи­ваю Собор с его рели­ги­ей нейробиологии.

Такие фило­со­фы как Мар­кус Габ­ри­эль (надо вырвать гла­за авто­рам рус­ской облож­ки) хоро­шо демон­стри­ру­ют, как ней­ро­фун­да­мен­та­лизм стал крип­то­ре­ли­ги­ей и раз­но­вид­но­стью фана­тич­ной веры.

Когда послед­ний раз МЦИС кри­ти­ко­вал Инсти­тут Пер­спек­тив­ных Иссле­до­ва­ний Моз­га при МГУ с их Гипер­се­те­вой тео­ри­ей – когни­то­мом диа­ма­та? Страш­ное дело, ведь там сам гла­ва Гиль­дии магов, и вели­кий пото­мок шко­лы функ­ци­о­наль­ных систем – наш champion.

А на выхо­де потом при­ез­жа­ет по осе­ни к нам евро­куб­ко­вая эли­та и про­сто возит нас.

В про­шлом октяб­ре в сте­нах МГУ про­ис­хо­дит гран­ди­оз­ное собы­тие – каста­нув на себя embodiement по при­гла­ше­нию гла­вы Гиль­дии на его семи­нар при­бы­ва­ет вер­хов­ный лич запад­ных коро­левств – он же ней­ро­учё­ный, пси­хи­атр и ней­ро­фи­ло­соф Джордж Норт­хофф – один из пер­вых в рей­тин­ге FIFA.

Вот у кого, у кого, а у него есть Дух ради­каль­но­го рас­хож­де­ния с гно­сео­ло­ги­че­ским кон­сен­су­сом – Тем­по­раль­но-про­стран­ствен­ная тео­рия созна­ния, к кото­рой мы подой­дём позднее.

Во вре­мя сво­е­го бле­стя­ще­го неве­ро­ят­но инте­рес­но­го выступ­ле­ния он поз­во­лил себе кол­кость в адрес Кон­стан­ти­на Вла­ди­ми­ро­ви­ча – момент, когда он гово­рит, что-то в духе «ниче­го уди­ви­тель­но­го, что вы в сво­ей шко­ле функ­ци­о­наль­ных систем не може­те пой­мать созна­ние, ведь оно кон­тин­гент­но». И это гол + пас. Это как вто­рой круг с Дол­ма­то­вым и игрой в линию в защи­те, чего до это­го не делал у нас никто, и резуль­тат «4:1» над непо­бе­ди­мым до это­го «С» в ромбике.

Захо­дим в паб­лик МЦИС, наби­ра­ем «Норт­хофф», и ничего.

Васил – да, а при­е­хав­ший в МГУ све­точ мыс­ли – нет.

Может быть хва­тит уже кор­мить эти «донат­ные помой­ки» и вер­нуть­ся к big picture?

Нет ниче­го по пере­до­вой тео­рии, кото­рая даёт чёт­кие отве­ты на назва­ние ваше­го сайта.

Давай­те теперь уже пого­во­рим серьёз­но с теми, кто зна­ет, как ста­вить этот вопрос по тяжё­лой про­бле­ме. Без лиш­них пролегоменов.

Кто бы мог поду­мать, текст про Эже­на Голо­ви­на, а меж­ду делом выяс­ня­лось, что важ­ная часть отве­та на hardproblem.ru уже най­де­на. Про­сто мемы, под­ка­сты, насмеш­ки над кон­ти­нен­та­ла­ми всё это заслонили.

Для это­го надо набрать боль­шую ско­рость и вле­тать в муль­ти­верс с двух рук c узи в узло­вую про­бле­му дуа­лиз­ма Mind Brain problem.

При­стег­нись, Дороти!

*

Если вы хоти­те най­ти сек­ре­ты Все­лен­ной, думай­те в тер­ми­нах энер­гии, часто­ты и вибрации.

Нико­ла Тесла
Дуализм и крипто-дуализм

Стан­дарт­ный дуа­лизм души и тела посту­ли­ру­ет, что созна­ние – это душа, не тож­де­ствен­ная физич­но­му мате­ри­а­лу сущ­ность. Это базо­вая доре­флек­сив­ная установка.

Разу­ме­ет­ся, учё­ные и фило­со­фы в это напря­мую не верят, а пред­по­чи­та­ют раз­лич­ные вер­сии мате­ри­а­лиз­ма или физи­ка­лиз­ма. Но не всё так про­сто. Поми­мо всем извест­но­го дуа­лиз­ма души и тела сто­ит выде­лить и «крип­то-дуа­лизм».

Это замас­ки­ро­ван­ный, тай­ный дуа­лизм. Обыч­но к‑дуалисты сами не осо­зна­ют, что они по фак­там всё те же дуа­ли­сты, искренне счи­тая себя мате­ри­а­ли­ста­ми и физи­ка­ли­ста­ми. Чело­век ста­но­вит­ся к‑дуалистом души и тела в том слу­чае, если он по ошиб­ке при­ни­ма­ет вымыш­лен­ное поня­тие за реаль­ную сущ­ность, а затем отож­деств­ля­ет с ним сознание.

При­ни­ма­ем вымы­сел за реаль­ную сущ­ность, отож­деств­ля­ем с ним созна­ние – на выхо­де полу­ча­ем душу, но име­ну­е­мую нау­ко­об­раз­ным эвфе­миз­мом («целое», «инфор­ма­ция»).

В сво­их попыт­ках решить про­бле­му вза­и­мо­от­но­ше­ний физич­но­го и мен­таль­но­го люди прак­ти­че­ски все­гда игно­ри­ру­ют и фило­со­фию созна­ния, и физи­ку, либо (в осо­бо запу­щен­ных слу­ча­ях) сра­зу обе дис­ци­пли­ны. Но офи­це­ры Aen Elle тако­го себе не позволяют.

ФС опи­сы­ва­ет мен­таль­ное: свой­ства, раз­ли­чия меж­ду физич­ным и мен­таль­ным, про­бле­мы их свя­зи, а так­же пред­ла­га­ет слож­ную клас­си­фи­ка­цию реше­ний этих про­блем. Игно­ри­руя фило­со­фию созна­ния, ты про­сто не будешь знать, что вооб­ще нуж­но решать. Пре­не­бре­гая фило­со­фи­ей, не изба­вить­ся от неё – лишь погряз­нуть в самых при­ми­тив­ных формах.

Физи­ка опи­сы­ва­ет физич­ное: свой­ства, зако­ны, прин­ци­пы и дик­ту­е­мые им огра­ни­че­ния. Игно­ри­руя физи­ку, ты не будешь знать, с чем и как отож­де­ствить мен­таль­ное. Пре­не­бре­гая физи­кой, ты не изба­вишь­ся от неё – лишь будешь неосо­знан­но пло­дить несу­ще­ству­ю­щие сущ­но­сти и отож­деств­лять с ними ментальное.

Лишь одно­вре­мен­ное зна­ние и сов­мест­ное исполь­зо­ва­ние, син­тез обе­их дис­ци­плин поз­во­ля­ет вести осмыс­лен­ные и кор­рект­ные раз­го­во­ры о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях физич­но­го и ментального.

К‑дуалисты, кои­ми явля­ет­ся подав­ля­ю­щая боль­шин­ство людей из этой сфе­ры, не исклю­чая весь состав МЦИС, все­гда игно­ри­ру­ют что-то из этих дис­ци­плин. Их реше­ния про­блем вза­и­мо­дей­ствия Ф и М это всё ещё дуа­лизм с нау­ко­об­раз­ным эвфе­миз­мом в роли души.

Суще­ству­ют три основ­ные вер­сии к‑дуализма: вычис­ли­тель­ная тео­рия разу­ма, функ­ци­о­на­лизм, инфор­ма­ци­он­ные под­хо­ды к сознанию.

Вычислительная теория разума

https://plato.stanford.edu/entries/computational-mind/

Соглас­но вычис­ли­тель­ной тео­рии разу­ма (ВТР), созна­ние – это некий вычис­ли­тель­ный про­цесс. Глав­ная про­бле­ма  ВТР – ника­кие ф‑процессы сами по себе не явля­ют­ся вычис­ли­тель­ны­ми. Это субъ­ек­тив­ная интер­пре­та­ция наблюдателя.

В объ­ек­тив­ной ф‑реальности есть толь­ко ф‑свойства: эле­мен­тар­ный элек­три­че­ский заряд, мас­са покоя, спин, и другие.

Раз­лич­ные логи­че­ские пере­мен­ные, опе­ра­ции и зна­че­ния типа «true» или «false» не суще­ству­ют в объ­ек­тив­ной ф‑реальности – мы лишь субъ­ек­тив­но при­пи­сы­ва­ем их физи­че­ским свойствам.

На лиа­нах чуть колы­шат­ся колиб­ри
И рас­ка­ти­сто гре­мит индей­ский гонг.

Но кто-то нам вдруг гово­рит: логи­че­ские зна­че­ния типа «true» или «false» суще­ству­ют как реаль­ные свойства.

Тогда этот кто-то тут же вста­ёт перед про­бле­мой кау­заль­но­го вза­и­мо­дей­ствия меж­ду физи­че­ски­ми свой­ства­ми и логи­че­ски­ми зна­че­ни­я­ми. Если логи­че­ские зна­че­ния их ока­зы­ва­ют (нет), тогда потре­бу­ет­ся объ­яс­нить меха­низм подоб­но­го вли­я­ния и (самое глав­ное) решить про­бле­му кау­заль­ной замкну­то­сти физического.

В реаль­но­сти есть толь­ко физи­че­ские свой­ства, состо­я­ния и процессы.

Мы лишь при­пи­сы­ва­ем какие-то логи­че­ские пере­мен­ные к тем или иным ф-свой­ствам и состо­я­ни­ям: кам­ням на бере­гу, агре­гат­ным состо­я­ни­ям воды, длине вол­ны, силе тока, опре­де­лён­но­го типа молекулам.

Я лас­каю твое тело
И отрав­лен­ные стре­лы
Откло­ня­ют завит­ки тво­их кудрей

Мы лишь при­пи­сы­ва­ем какие-то логи­че­ские опе­ра­ции к тем или иным ф-про­цес­сам: дви­же­ние шесте­рё­нок, фазо­вые пере­хо­ды воды, вспыш­ки све­та, элек­три­че­ские раз­ря­ды, изме­не­ния кон­цен­тра­ции молекул.

Созна­ние не может быть вычис­ли­тель­ным про­цес­сом не из-за каких-то там гипо­те­ти­че­ских кван­то­вых эффек­тов в моз­ге, а про­сто пото­му, что сами ф‑объекты ниче­го не вычис­ля­ют – мы лишь при­пи­сы­ва­ем им вычис­ле­ния, мыс­лен­но при­креп­ляя к ним вооб­ра­жа­е­мые ярлы­ки, сти­ке­ры, маркеры.

Таким обра­зом, ВТР – это одна из раз­но­вид­но­стей крип­то-дуа­лиз­ма души и тела, оши­боч­но отож­деств­ля­ю­щая созна­ние с несу­ще­ству­ю­щи­ми сущ­но­стя­ми («вычис­ли­тель­ный процесс»).

Функционализм

https://plato.stanford.edu/entries/functionalism/

Соглас­но функ­ци­о­на­лиз­му, созна­ние не тож­де­ствен­но моз­гу, но созна­ние «реа­ли­зу­ет­ся», «вопло­ща­ет­ся» моз­гом. Что­бы понять, в чём заклю­ча­ет­ся глав­ная про­бле­ма, давай­те рас­смот­рим цен­траль­ное поня­тие функ­ци­о­на­лиз­ма – «реа­ли­за­цию».

А что соб­ствен­но такое эта «реа­ли­за­ция»? Что вооб­ще зна­чит фра­за «физи­че­ский объ­ект реа­ли­зу­ет созна­ние»? Созна­ние либо тож­де­ствен­но моз­гу (монизм), либо не тож­де­ствен­но моз­гу (дуа­лизм) – тре­тье­го не дано.

Поня­тие реа­ли­за­ции отри­ца­ет тож­де­ство созна­ния и моз­га – а зна­чит, реа­ли­за­ция пред­став­ля­ет собой раз­но­вид­ность дуа­лиз­ма. Но тогда что такое созна­ние? Что созна­ние пред­став­ля­ет собой в физи­че­ском плане, если оно не тож­де­ствен­но физи­че­ско­му объ­ек­ту, а лишь «реа­ли­зо­ва­но» ф‑объектом? Чему тож­де­ствен­но сознание?

Пер­вый воз­мож­ный ответ функ­ци­о­на­лиз­ма – тож­де­ствен­но функции.

Функ­ция – это «пред­на­зна­че­ние», «роль» ф‑объекта. Напри­мер, функ­ция мель­ни­цы – молоть муку, а функ­ция серд­ца – качать кровь по телу.

Функ­ция не выво­ди­ма из реа­ли­зу­ю­ще­го её ф‑объекта, её нель­зя узнать, смот­ря чисто на его физи­че­ские свой­ства. Нель­зя узнать функ­цию ДНК по про­из­вод­ству бел­ка, исхо­дя лишь чисто из физи­че­ских свойств моле­ку­лы ДНК. Функ­ция инва­ри­ант­на отно­си­тель­но реа­ли­зу­ю­ще­го её ф‑объекта. Физи­че­ские объ­ек­ты могут быть раз­ны­ми, но при этом выпол­нять одну и ту же функцию.

Напри­мер, одну и ту же функ­цию под­пор­ки для корот­кой нож­ки табу­рет­ки могут выпол­нять совер­шен­но раз­ные по сво­им физи­че­ским свой­ствам физи­че­ские объ­ек­ты (кни­ги Дуги­на, кир­пи­чи, кусок льда).

Таким обра­зом, хотя функ­ция все­гда име­ет некую физи­че­скую реа­ли­за­цию, сама она не сво­дит­ся ни к какой кон­крет­ной физи­че­ской реа­ли­за­ции. Поэто­му функ­ция име­ет само­сто­я­тель­ный онто­ло­ги­че­ский ста­тус.

Мож­но теперь ска­зать, что у нас есть осо­бая кау­заль­ность – «функ­ци­о­наль­ная кау­заль­ность». Гово­ря «созна­ние тож­де­ствен­но функ­ции», мы име­ем в виду «созна­ние тож­де­ствен­но функ­ци­о­наль­ным кау­заль­ным вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям». Окей, в чём тут проблема?

Что было когда-то и наде­я­лось
На иде­аль­ную мета­мор­фо­зу
В пав­ли­на в цистер­ну в дири­жабль и все

Что свер­ка­ло и шур­ша­ло и билось и лете­ло
И теперь
Ожи­дая сожже­ния
В конц­ла­ге­ре мусор­ной свалки

Вспо­ми­на­ет поте­рян­ный пара­диз сво­ей формы

Всё, что суще­ству­ет в реаль­но­сти, – это про­сто раз­лич­ные физи­че­ские объ­ек­ты и их физи­че­ские вза­и­мо­дей­ствия. Раз­лич­ные ф‑объекты вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом по-раз­но­му. Даже два ф‑объекта спо­соб­ны вза­и­мо­дей­ство­вать не одним, а несколь­ки­ми спо­со­ба­ми. При этом за ф‑объектами и их ф‑взаимодействиями наблю­да­ет созна­ние. Если дер­жать в уме оба фак­та, то лег­ко уви­деть, что функ­ция не име­ет само­сто­я­тель­но­го онто­ло­ги­че­ско­го статуса.

Что насчёт невы­во­ди­мо­сти функ­ции из реа­ли­зу­ю­ще­го её ф‑объекта?

Невы­во­ди­мость функ­ции неко­то­ро­го ф‑объекта из его ф‑свойств объ­яс­ня­ет­ся тем, что во вза­и­мо­дей­ствии поми­мо него участ­ву­ет ещё и дру­гой ф‑объект. Это осно­ва­но на под­спуд­ном тре­бо­ва­нии игно­ри­ро­вать часть ф‑свойств при ф‑взаимодействии двух ф‑объектов.

Что насчёт инва­ри­ант­но­сти функ­ции отно­си­тель­но реа­ли­зу­ю­ще­го её физи­че­ско­го объекта?

В реаль­но­сти суще­ству­ют лишь раз­лич­ные ф‑объекты и их ф‑взаимодействия. Эти ф‑взаимодействия раз­ли­ча­ют­ся меж­ду собой по сво­им ф‑характеристикам.

Чело­век по сво­им субъ­ек­тив­ным кри­те­ри­ям выде­ля­ет неко­то­рое под­мно­же­ство физи­че­ских вза­и­мо­дей­ствий, а затем назвать это под­мно­же­ство выде­лен­ных и обоб­щён­ных им физи­че­ских вза­и­мо­дей­ствий «функ­ци­ей».

Функ­ция – это все­го лишь субъ­ек­тив­ное обоб­ще­ние неко­то­ро­го мно­же­ства физи­че­ских вза­и­мо­дей­ствий, субъ­ек­тив­ная агре­га­ция физи­че­ских фактов.

Будучи субъ­ек­тив­ным обоб­ще­ни­ем неко­то­ро­го мно­же­ства физи­че­ских вза­и­мо­дей­ствий, функ­ция под­хо­дит ко мно­же­ству раз­ли­ча­ю­щих­ся физи­че­ских взаимодействий.

Сле­до­ва­тель­но, нель­зя отож­деств­лять созна­ние с функ­ци­ей, так как ника­ких функ­ций в реаль­но­сти не суще­ству­ет – мы лишь при­пи­сы­ва­ем функ­ции ф‑объектам.

Наши гла­за любят нас дура­чить:
Раз­дав­лен­ная роза на мосто­вой
Это не роза
Это тем­ные кру­ги на воде от паде­ния наше­го тела
В реаль­ность.

*

Вто­рой ответ функ­ци­о­на­лиз­ма на вопрос «чему тож­де­ствен­но созна­ние» – универсалии.

Уни­вер­са­лии – это (яко­бы) суще­ству­ю­щие вне про­стран­ства-вре­ме­ни сущ­но­сти, кото­рые «реа­ли­зу­ют­ся» мно­же­ством похо­жих физи­че­ских объ­ек­тов внут­ри пространства-времени.

Поми­мо мно­же­ства круг­лых сто­лов, круг­лых кам­ней и круг­лых таб­ле­ток яко­бы суще­ству­ет некая уни­вер­са­лия «округ­ло­сти», кото­рая нахо­дит­ся вне про­стран­ства-вре­ме­ни и «реа­ли­зу­ет­ся» мно­же­ством круг­лых ф‑объектов внут­ри пространства-времени.

Вве­де­ние уни­вер­са­лий при­зва­но объ­яс­нить (хотя на самом деле они ниче­го не объ­яс­ня­ют) спо­соб­ность мно­же­ства ф‑объектов быть похо­жи­ми друг на дру­га. На уста­рев­шей вере в суще­ство­ва­ние уни­вер­са­лий так­же осно­ва­но цен­траль­ное поня­тие «реа­ли­за­ции» у функционализма.

Пер­вая про­бле­ма с уни­вер­са­ли­я­ми состо­ит в их несу­ще­ство­ва­нии. Нет ника­ко­го «сна­ру­жи все­лен­ной». Заяв­ле­ние о суще­ство­ва­нии чего-то вне про­стран­ства-вре­ме­ни бес­смыс­лен­но и про­ти­во­ре­чит фун­да­мен­таль­ной физике.

Вто­рая про­бле­ма с уни­вер­са­ли­я­ми состо­ит в том, что они попро­сту не нуж­ны. Спо­соб­ность мно­же­ства ф‑объектов быть похо­жи­ми друг на дру­га, кото­рую и было при­зва­но объ­яс­нить вве­де­ние уни­вер­са­лий, в реаль­но­сти уже дав­но и спо­кой­но объ­яс­ня­ет­ся кван­то­вой тео­ри­ей поля.

Что­бы понять, о чём идёт речь, зада­дим вопрос: поче­му все элек­тро­ны во все­лен­ной оди­на­ко­вые? Поче­му нет элек­тро­нов с раз­ны­ми мас­са­ми покоя или раз­ны­ми элек­три­че­ски­ми зарядами?

Веру­ю­щий в суще­ство­ва­ние уни­вер­са­лий заявит: суще­ству­ет некий «нахо­дя­щий­ся вне про­стран­ства-вре­ме­ни Уни­вер­саль­ный Элек­трон», кон­крет­ны­ми реа­ли­за­ци­я­ми кото­ро­го явля­ют­ся элек­тро­ны в нашей вселенной.

Одна­ко, кван­то­вая тео­рия поля даёт куда луч­шее объ­яс­не­ние. Все элек­тро­ны во все­лен­ной оди­на­ко­вые, пото­му что они пред­став­ля­ют собой лока­ли­зо­ван­ные воз­буж­де­ния, «сгуст­ки» одно­го и того же кван­то­во­го поля элек­тро­нов, кото­рое явля­ет­ся одним-еди­ным физи­че­ским объ­ек­том и при­сут­ству­ет во всех точ­ках про­стран­ства-вре­ме­ни. Един­ство и при­сут­ствие во всех точ­ках про­стран­ства-вре­ме­ни кван­то­во­го поля элек­тро­нов объ­яс­ня­ют оди­на­ко­вость электронов.

Ана­ло­гич­но, воз­мож­ность суще­ство­ва­ния мно­же­ства похо­жих или оди­на­ко­вых физи­че­ских объ­ек­тов (тре­уголь­ни­ки, сту­лья, коты) в раз­лич­ных участ­ках про­стран­ства и вре­ме­ни объ­яс­ня­ет­ся тем, что все физи­че­ские объ­ек­ты пред­став­ля­ют собой лока­ли­зо­ван­ные воз­буж­де­ния, «сгуст­ки» одних и тех же кван­то­вых полей Стан­дарт­ной Моде­ли, при­сут­ству­ю­щих во всех точ­ках пространства-времени.

Сле­до­ва­тель­но, нель­зя отож­деств­лять созна­ние с уни­вер­са­ли­ей, так как ника­ких уни­вер­са­лий в реаль­но­сти не существует.

Теперь нам долж­но быть ясно, в чём заклю­ча­ет­ся глав­ная про­бле­ма функционализма. 

Физи­че­ские объ­ек­ты ниче­го не «реа­ли­зу­ют». Тако­го явле­ния как «реа­ли­за­ция» не суще­ству­ет в реаль­но­сти, посколь­ку не суще­ству­ют функ­ции и уни­вер­са­лии, кото­рые яко­бы «реа­ли­зу­ют­ся» ф‑объектами. С точ­ки зре­ния фун­да­мен­таль­ной физи­ки, есть толь­ко ф‑объекты и их ф‑взаимодействия – и боль­ше ничего.

Таким обра­зом, функ­ци­о­на­лизм – это одна из раз­но­вид­но­стей крип­то-дуа­лиз­ма души и тела, оши­боч­но отож­деств­ля­ю­щая созна­ние с несу­ще­ству­ю­щи­ми сущ­но­стя­ми («функ­ция», «уни­вер­са­лия»).

Информационные подходы к сознанию

Экс­по­зи­ция про­бле­ма­ти­ки тож­де­ства созна­ния и инфор­ма­ции заня­ла бы слиш­ком боль­шой объ­ём тек­ста, к тому же вслед за этим тек­стом гото­вят­ся дру­гие с пред­мет­ным раз­бо­ром проблематики.

Глав­ная про­бле­ма состо­ит в том, что ника­кой инфор­ма­ции как реаль­ной сущ­но­сти попро­сту не суще­ству­ет. Отож­деств­ле­ние созна­ния (реаль­но­го явле­ния) с инфор­ма­ци­ей (вымыш­лен­ным поня­ти­ем) – это гру­бей­шая науч­ная и про­сто логи­че­ская ошибка.

Проблема с критериями сознательности-бессознательности

Итак, созна­ние тож­де­ствен­но моз­гу или ана­ло­гич­но­му физи­че­ско­му объ­ек­ту в опре­де­лён­ных режи­мах работы.

Созна­ние – это физич­ный мате­ри­ал в опре­де­лён­ных состо­я­ни­ях.

В таком слу­чае воз­ни­ка­ет логич­ный вопрос: како­му необ­хо­ди­мо­му и доста­точ­но­му кри­те­рию (или набо­ру тако­вых) дол­жен удо­вле­тво­рять физи­че­ский объ­ект, что­бы быть созна­тель­ным? Каков кри­те­рий сознательности-бессознательности?

В сума­сшед­шей мед­ли­тель­ной тени
Лами­на­рии выгля­дят кру­то
Розо­ва­тые иглы акти­ний
Уби­ва­ют агрес­сию спрута

Самый пер­вый и оче­вид­ный кан­ди­дат, к кото­ро­му нуж­но обра­щать­ся с тако­го рода вопро­са­ми, – ней­ро­био­ло­гия. У ней­ро­био­ло­гии навер­ня­ка есть то, что нам надо.

У н‑биологии есть функ­ци­о­на­лизм. Но функ­ци­о­на­лизм не спо­со­бен дать кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти. Функ­ци­о­на­лизм из-за сво­ей мно­же­ствен­ной реа­ли­зу­е­мо­сти кол­лап­си­ру­ет в панпсихизм.

У н‑биологии есть вычис­ли­тель­ная тео­рия разу­ма. Но ВТР так­же не спо­соб­на дать этот кри­те­рий и из-за сво­ей мно­же­ствен­ной реа­ли­зу­е­мо­сти так­же кол­лап­си­ру­ет в панпсихизм.

У н‑биологии есть инфор­ма­ци­он­ные под­хо­ды к созна­нию. И да, инфор­ма­ци­он­ные под­хо­ды к созна­нию тоже не спо­соб­ны дать иско­мый кри­те­рий. И из-за сво­ей мно­же­ствен­ной реа­ли­зу­е­мо­сти опять-таки кол­лап­си­ру­ют в пан­пси­хизм (это порой назы­ва­ет­ся сло­ва­ми «инва­ри­ант­ность инфор­ма­ции отно­си­тель­но физи­че­ско­го носителя»).

Как не слож­но заме­тить, у всех эти­ми фило­соф­ских уче­ний о созна­нии есть одна общая фича – мно­же­ствен­ная реа­ли­зу­е­мость. Имен­но из-за мно­же­ствен­ной реа­ли­зу­е­мо­сти ВТР, функ­ци­о­на­лизм и инфор­ма­ци­он­ные под­хо­ды к созна­нию вырож­да­ют­ся в пан­пси­хизм.

Но сама мно­же­ствен­ная реа­ли­зу­е­мость явля­ет­ся лишь след­стви­ем куда более глу­бо­кой и серьёз­ной про­бле­мы. Эту про­бле­му мы уже обсуж­да­ли ранее. Дело в том, что «вычис­ли­тель­ные про­цес­сы», «функ­ции», «инфор­ма­ции» – это вымыш­лен­ные поня­тия, а не реаль­ные сущ­но­сти. То есть ВТР, функ­ци­о­на­лизм и инфор­ма­ци­он­ные под­хо­ды к созна­нию пыта­ют­ся дать кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти (и вооб­ще объ­яс­нить созна­ние) кру­го­вым путём, оши­боч­но выда­вая субъ­ек­тив­ное за объективное.

Если вы по ошиб­ке при­ни­ма­е­те вымыш­лен­ное поня­тие за реаль­ную сущ­ность, то совсем не уди­ви­тель­но, что вы не спо­соб­ны най­ти объ­ек­тив­ные кри­те­рии нали­чия-отсут­ствия дан­ной сущ­но­сти у раз­лич­ных физи­че­ских объектов.

Таких кри­те­ри­ев в объ­ек­тив­ном мире нет, пото­му что самой выду­ман­ной вами сущ­но­сти в объ­ек­тив­ном мире нет. Выду­ман­ная вами сущ­ность суще­ству­ет лишь в ваших про­из­воль­ных фан­та­зи­ях – и из этих же самых про­из­воль­ных фан­та­зий в конеч­ном ито­ге будут про­ис­хо­дить все «най­ден­ные» вами критерии.

Но у ней­ро­био­ло­гии ещё есть ней­ро­ны, ней­ро­се­ти и ней­рон­ная актив­ность. Вот они-то и предо­ста­вят нам кри­те­рий сознательности-бессознательности.

Да, у н‑биологии есть ней­ро­ны. Ну и что? Ней­ро­ны есть и в серд­це – зна­чит ли это, что серд­це созна­тель­но? Поче­му имен­но ней­ро­ны, а не какие-то дру­гие клет­ки или мини­а­тюр­ные меха­низ­мы долж­ны опре­де­лять сознательность-бессознательность?

Да, у н‑биологии есть ней­ро­се­ти. Но что это реша­ет? Ней­ро­сеть есть и у нема­то­ды – зна­чит ли это, что нема­то­да созна­тель­на? Чем одна сеть ней­ро­нов прин­ци­пи­аль­но хуже или луч­ше дру­гой сети нейронов?

Да, у н‑биологии есть ней­рон­ная актив­ность. А даль­ше? Ней­рон­ная актив­ность есть и у паци­ен­та под нар­ко­зом – зна­чит ли это, что паци­ент под нар­ко­зом созна­те­лен? Чем одна ней­рон­ная актив­ность каче­ствен­но отли­ча­ет­ся от дру­гой ней­рон­ной активности?

Итак, созна­ние – это физич­ный мате­ри­ал в опре­де­лён­ных состо­я­ни­ях, кото­рый мы зна­ем как мозг в опре­де­лён­ных режи­мах работы.

Но ведь и камень – это тоже физич­ный мате­ри­ал в опре­де­лён­ных состо­я­ни­ях. Неуже­ли камень тоже созна­те­лен? Вряд ли.

Оче­вид­но, что мозг-созна­ние и бес­со­зна­тель­ный камень раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми состо­я­ни­я­ми. Мозг нахо­дит­ся в неких осо­бых состо­я­ни­ях, кото­рые поз­во­ля­ют моз­гу быть созна­тель­ным и отсут­ству­ют у камня.

Вот толь­ко что это за осо­бые состо­я­ния такие? Поче­му эле­мен­тар­ные части­цы в одних ком­би­на­ци­ях и кол­лек­тив­ных дви­же­ни­ях созна­тель­ны, а в дру­гих – бес­со­зна­тель­ны? Чем одни лока­ли­зо­ван­ные воз­буж­де­ния, «сгуст­ки» кван­то­вых полей луч­ше дру­гих «сгуст­ков», так что пер­вые «сгуст­ки» субъ­ек­тив­ны и ква­ли­та­тив­ны, а вто­рые «мерт­вы» и «лише­ны мен­таль­ной жизни»?

Каза­лось бы, наш вопрос обре­чён остать­ся без ответа.

Субъ­ек­тив­ное и ква­ли­та­тив­ное созна­ние кажет­ся чем-то каче­ствен­но новым, а состо­я­ния физич­но­го мате­ри­а­ла раз­ли­ча­ют­ся друг от дру­га лишь коли­че­ствен­но. Ника­ких «шту­ко­вин», нере­ду­ци­ру­е­мых систем­ных свойств, сущ­но­стей в раз­лич­ных физи­че­ских состо­я­ни­ях не воз­ни­ка­ет. Поэто­му нет, и не может быть ниче­го каче­ствен­но ново­го в раз­лич­ных состо­я­ни­ях физич­но­го материала.

Или всё-таки может?

Неожи­дан­но-рез­ким уда­ром
Вы нару­ши­те розо­вый бант
Транс­фор­ми­руя  слож­ный аква­ри­ум
В дели­кат­ный про­стой водопад

Темпорально-пространственная теория сознания

http://www.georgnorthoff.com/

В совре­мен­ной нау­ке суще­ству­ет мно­же­ство тео­рий моз­га и созна­ния раз­лич­ной сте­пе­ни успешности.

Одной из самых пере­до­вых и инте­рес­ных тео­рий моз­га и созна­ния явля­ет­ся тем­по­раль­но-про­стран­ствен­ная тео­рия от веду­ще­го ней­ро­учё­но­го, пси­хи­ат­ра и ней­ро­фи­ло­со­фа Джор­джа Нортхоффа.

Как пра­ви­ло, тео­рии созна­ния кон­цен­три­ру­ют­ся на кон­нек­то­ме моз­га или раз­лич­ных мате­ма­ти­че­ских вели­чи­нах вро­де инфор­ма­ции. Ярко отли­ча­ясь от всех них, тем­по­раль­но-про­стран­ствен­ная тео­рия созна­ния кон­цен­три­ру­ет­ся на совсем дру­гих вещах – про­стран­стве и вре­ме­ни мозга.

Мы не будем пере­ска­зы­вать всё содер­жи­мое, а сра­зу перей­дём к делу.

Как мы пом­ним, нам ост­ро нужен кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти. К это­му кри­те­рию есть ряд стро­гих требований.

Кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти дол­жен быть объ­ек­тив­ным. Ника­ких субъ­ек­тив­ных, услов­ных оце­нок при оцен­ке созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти фигу­ри­ро­вать не может, ина­че у нас полу­чит­ся круг в объ­яс­не­нии, когда созна­ние опре­де­ля­ет­ся через само себя.

Кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти дол­жен быть физи­че­ским. Мы реша­ем про­бле­му вза­и­мо­от­но­ше­ния физи­че­ско­го и мен­таль­но­го, а пото­му кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти в конеч­ном счё­те обя­зан опи­рать­ся чисто на физи­че­ские состо­я­ния и про­цес­сы, а не на вымыш­лен­ные поня­тия вро­де «инфор­ма­ции» и «функ­ции».

Кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти дол­жен каким-то обра­зом заклю­чать­ся лишь в коли­че­ствен­ной раз­ни­це меж­ду физи­че­ски­ми состо­я­ни­я­ми, а не нали­чи­ем некой «шту­ки», нере­ду­ци­ру­е­мо­го систем­но­го свой­ства, сущ­но­сти, – но при этом быть чем-то каче­ствен­ным. Это самое слож­ное и не понят­ное требование.

Но вот для него-то нам как раз и нуж­на тео­рия Нортхоффа.

Итак.

Кри­те­рий, раз­ли­ча­ю­щий созна­тель­ные систе­мы и бес­со­зна­тель­ные систе­мы, – это кон­стру­и­ро­ва­ние дан­ны­ми систе­ма­ми времени.

Моз­ги и все созна­тель­ные систе­мы – это такие систе­мы, кото­рые кон­стру­и­ру­ют время.

То, что мы назы­ва­ем «воз­ник­но­ве­ни­ем созна­ния», явля­ет­ся на самом деле воз­ник­но­ве­ни­ем времени.

Вот что пишет Джордж Норт­хофф в сво­ей статье:

«How the TTC is related to and possibly account for more philosophical questions like the „hard problem“ and mind-body problem? The TTC takes the stance that time and space are not only empirically but also ontologically relevant, i.e. reflecting existence and reality. Time and space constitute the brain’s existence and reality — the brain’s neural activity is temporo-spatial — as it were otherwise it would not exist. If the brain no longer constitutes its own inner time and space, the brain is dead, i.e. it ceases to exist. This requires a temporo-spatial „ontology of brain“ which may also be highly relevant for consciousness and the mind-body problem. Consciousness is then primarily temporo-spatial and does no longer require the assumption of the existence and reality of a mind — the mind-body problem can be replaced what one of us describes as „world-brain problem“.»

Ответ на hardproblem.ru лежит не в плос­ко­сти mind – brain, а в world – brain problem.

Неве­ро­ят­но изящ­ное на мой вкус реше­ние каза­лось бы веч­но­го вопро­са. Это целый шаг по лест­ни­це миров.

И это частич­ная реа­би­ли­та­ция фено­ме­но­ло­гии, кто бы мог поду­мать! Каза­лось, что после пере­сы­ха­ния послед­них фран­цуз­ских озёр назад к сре­де уж было не вер­нуть­ся. В тегах сво­их тек­стов Норт­хофф ста­вит «фено­ме­но­ло­гия», обра­ща­ет­ся к Мет­цин­ге­ру и Кан­ту, рабо­та­ет с фило­со­фи­ей, будучи твёр­дым как гра­нит scientist.

Полу­ча­ет­ся следующее:

Мозг может кон­сти­ту­и­ро­вать свои внут­рен­ние про­стран­ство и вре­мя. Про­стран­ство и вре­мя кон­сти­ту­и­ру­ют суще­ство­ва­ние и реаль­ность мозга.

Если мозг кон­сти­ту­и­ру­ет свои внут­рен­ние про­стран­ство и вре­мя, то он суще­ству­ет. Если мозг не кон­сти­ту­и­ру­ет свои внут­рен­ние про­стран­ство и вре­мя, то он не существует.

Как пра­ви­ло, раз­ли­чие меж­ду созна­тель­ны­ми физи­че­ски­ми объ­ек­та­ми и бес­со­зна­тель­ны­ми физи­че­ски­ми объ­ек­та­ми объ­яс­ня­ют нали­чи­ем ещё одной, вто­рой «шту­ки» – разума.

Бес­со­зна­тель­ный ф‑объект – это одна «шту­ка» (сам физи­че­ский объ­ект), а созна­тель­ный ф‑объект – это две «шту­ки» (сам физи­че­ский объ­ект + разум).

Меха­низм кон­сти­ту­и­ро­ва­ния моз­гом про­стран­ства и вре­ме­ни (и, соот­вет­ствен­но, сво­е­го суще­ство­ва­ния) поз­во­ля­ет нам изба­вить­ся от необ­хо­ди­мо­сти посту­ли­ро­вать нали­чие ещё одной, той самой зага­доч­ной вто­рой «шту­ки».

Раз­ли­чие меж­ду созна­тель­ны­ми и бес­со­зна­тель­ны­ми ф‑объектами заклю­ча­ет­ся не в нали­чии поми­мо «шту­ки 1» (физи­че­ско­го объ­ек­та) допол­ни­тель­ной «шту­ки 2» (разу­ма), а в существовании/несуществовании самой «шту­ки 1».

Созна­тель­ные и бес­со­зна­тель­ные физи­че­ские объ­ек­ты раз­ли­ча­ют­ся не нали­чи­ем какой-то допол­ни­тель­ной «шту­ки» – нере­ду­ци­ру­е­мо­го систем­но­го свой­ства, сущ­но­сти, а сво­и­ми состо­я­ни­я­ми.

Бес­со­зна­тель­ные физи­че­ские объ­ек­ты – это такие объ­ек­ты, кото­рые не кон­сти­ту­и­ру­ют свои внут­рен­ние про­стран­ство и вре­мя (и, соот­вет­ствен­но, своё существование).

Созна­тель­ные физи­че­ские объ­ек­ты – это такие объ­ек­ты, кото­рые кон­сти­ту­и­ру­ют свои внут­рен­ние про­стран­ство и вре­мя (и, соот­вет­ствен­но, своё существование).

Мозг не порож­да­ет вто­рую сущ­ность под назва­ни­ем «разум.mind» – мозг кон­сти­ту­и­ру­ет своё соб­ствен­ное существование.

«Суще­ство­ва­ние vs несу­ще­ство­ва­ние» – это вполне себе каче­ствен­ное различие.

А зна­чит, иско­мый нами кри­те­рий созна­тель­но­сти-бес­со­зна­тель­но­сти физи­че­ских объ­ек­тов был успеш­но найден.

И хищ­ный, кост­ля­вый корабль
В нагом силу­эте нев­ро­за
Про­рвал леде­не­лую даль,
Где рту­тью спол­за­ет­ся проза,

Где зна­ки про­кля­тых вопро­сов,
Как змеи … сви­стят и поют,
Где белые кости торо­сов
Лома­ет неисто­вый Зюйд.

*

Если поду­мать, то к тео­рии Норт­хоффа вста­ёт один важ­ный вопрос: что зна­чит фра­за «физи­че­ский объ­ект (мозг) кон­сти­ту­и­ру­ет вре­мя»? Как это вооб­ще понимать?

Если тща­тель­но поду­мать, то ста­но­вит­ся ясно, что мы совер­шен­но не пони­ма­ем смысл дан­ной фразы.

Для это­го нам нужен хро­но­мант – маг вре­ме­ни, и имен­но он и про­дол­жит этот рас­сказ в дру­гих статьях.

Последние посты

Архивы

Категории