Culte de la Raison

Общим местом совре­мен­но­го интел­лек­ту­аль­но­го мейн­стри­ма, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на кри­ти­ку циви­ли­за­ции, ста­но­вит­ся hate speech в адрес капи­та­лиз­ма без адек­ват­но­го поис­ка при­чин­но­сти теку­щей фор­мы товар­но-денеж­ных отно­ше­ний как таковых.

Пред­ста­ви­те­ли любо­го эле­мен­та поли­ти­че­ско­го спек­тра для при­да­ния веса сво­ей пози­ции радост­но рапор­ту­ют о том, что сре­ди про­чих пред­ме­тов воле­во­го пре­одо­ле­ния есть и капи­та­лизм, а если речь идет о соф­ти, то рито­ри­ка сме­нит­ся на пре­да­ние капи­та­лиз­му чело­ве­че­ско­го лица, что само по себе абсурд­но, ведь корень про­бле­мы (а капи­та­лизм, без­услов­но, явля­ет­ся тако­вой) лежит дале­ко за пре­де­ла­ми раку­шек, фла­манд­цев, тале­ров, фью­черсов и ФРС.

Капи­тал, как уни­вер­саль­ный экви­ва­лент иерар­хи­че­ско­го поло­же­ния в вер­ти­каль­ной систе­ме обще­ства, очень точ­но соот­вет­ству­ет при­ма­тив­ной при­ро­де чело­ве­ка. Доста­точ­но взгля­нуть на функ­ци­о­ни­ро­ва­ние стаи шим­пан­зе, что­бы ясно уви­деть кор­ни, как мини­мум, совре­мен­ной инфра­струк­ту­ры потреб­ле­ния, а то и все­го обще­ства в целом.

Клас­си­че­ская кри­ти­ка капи­та­лиз­ма, сле­дуя за акси­о­мой гер­ман­ской фило­со­фии с её мониз­мом пре­вос­ход­ства цело­го над частя­ми, посто­ян­но при­хо­дит к выво­дам, что капи­та­лизм есть некий сбой, име­ну­е­мый, в зави­си­мо­сти от сим­во­ли­че­ской нагруз­ки дис­кур­са, то мани­фе­ста­ци­ей ниги­лиз­ма, то шизо­морф­ным пото­ком, то про­ис­ка­ми ближ­не­во­сточ­ной мета­фи­зи­ки. Гля­дя на наш вид в целом, сле­ду­ет при­знать, что капи­та­лизм не отве­ча­ет фун­да­мен­таль­ным зада­чам, сто­я­щим перед homo sapiens, погру­жая при­ро­ду чело­ве­ка в раб­ство слу­жеб­ной при­чин­но­сти вещей, в то, что Хай­дег­гер име­но­вал под­па­де­ни­ем суще­му (Verfallenheit an das Seiende).

Но опас­но думать, что некий набор когни­тив­ных, или даже рево­лю­ци­он­ных, дей­ствий в рам­ках суще­ству­ю­щей фор­мы «разум­ной жиз­ни» может при­ве­сти нас к точ­ке пере­хо­да от капи­та­лиз­ма к более спра­вед­ли­во­му и разум­но­му фор­ма­ту соци­аль­но­го бытия. Такое мыш­ле­ние обре­че­но на невоз­мож­ность соб­ствен­но­го свер­ше­ния и неиз­беж­ный провал.

Даже вооб­ра­же­ние не может пре­одо­леть внут­рен­нюю логи­ку капи­та­ла по при­чине «вши­то­сти» послед­не­го во внут­рен­не­го при­ма­та. Так, в «Схиз­мат­ри­це» Брю­са Стер­лин­га есть весь набор мыс­ли­мых трен­дов науч­ной фан­та­сти­ки — от кон­так­та с ино­пла­нет­ным разу­мом и тер­ра­фор­ми­ро­ва­ни­ем, до транс­фе­ра созна­ния и пол­но­го набо­ра биох­а­ке­ра, но фон­до­вый рынок остал­ся цел и невре­дим — на нём успеш­но тор­гу­ют­ся акции дзай­ба­цу любой направ­лен­но­сти. Пара­докс? Едва ли.

Хоро­шей иллю­стра­ци­ей дви­же­ния про­грес­са по тра­ек­то­рии очер­чен­ной «при­ма­том» явля­ет­ся соот­но­ше­ние роли пор­но­гра­фии и раз­ви­тия интер­не­та, кото­рый изна­чаль­но так же явил­ся побоч­ным эффек­том вто­ро­го основ­но­го инстинк­та — жела­ния доми­ни­ро­вать и уби­вать. Пор­но­гра­фия сыг­ра­ла боль­шую роль в про­дви­же­нии систем онлайн пла­те­жей, напри­мер, в 1999 году общий объ­ем пла­те­жей в отрас­ли соста­вил 8% от все­го рын­ка онлайн ком­мер­ции. Клуб­нич­ка сде­ла­ла воз­мож­ной инду­стрию спа­ма, ста­ла аван­гар­дом тех­но­ло­гии пото­ко­во­го видео задол­го до Youtube, пре­успе­ла в про­дви­же­нии виде­о­ча­тов, и сей­час, основ­ным драй­ве­ром раз­ви­тия тех­но­ло­гий допол­нен­ной и вир­ту­аль­ной реаль­но­сти явля­ет­ся, конеч­но же, пор­но­ин­ду­стрия. Неуже­ли кто-то дума­ет, что шлем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти нужен для того, что­бы играть под ЛСД в Sukhoi Flankers?

hotslots_02

Всё это нача­лось задол­го до интер­не­та, и дело тут не в нео­ли­ти­че­ских Вене­рах, Гала­те­ях и инс­маут­ской глине. Основ­ной девайс эпо­хи Ренес­сан­са — пресс Гутен­бер­га — полу­чил своё раз­ви­тие вовсе не из-за свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ры и копий Биб­лии, а в основ­ном бла­го­да­ря зна­ме­ни­тым «Позам» Аретино.

И всё бы ниче­го, но эсха­то­ло­ги­че­ская зада­ча эпо­хи Про­све­ще­ния по эман­си­па­ции разу­ма от мра­ка суе­ве­рий и низ­мен­ных стра­стей нача­ла серьёз­но про­бук­со­вы­вать, что при­ве­ло нас к так назы­ва­е­мой ситу­а­ции пост­мо­дер­на, когда арха­и­ка вновь ста­ла заяв­лять о сво­их пра­вах, втор­га­ясь в нашу повсе­днев­ность. Если посмот­реть на ситу­а­цию в нашей стране, то кажет­ся стран­ным, поче­му раке­ты эпо­хи Коро­ле­ва не тре­бо­ва­ли освя­ще­ния кле­ри­ка­ла­ми, но теперь такая необ­хо­ди­мость возникла.

Закон «о защи­те чувств веру­ю­щих», фак­ти­че­ски, отме­ня­ет кар­те­зи­ан­ский субъ­ект в пра­во­вом поле.

Это капи­та­лизм сто­ит на стра­же сво­их бата­ре­ек. Если на арха­и­ку мож­но поста­вить счет­чик и моне­ти­зи­ро­вать дис­курс, то его внут­рен­няя логи­ка экс­тен­сив­но­го вклю­че­ния дей­ству­ю­щих лиц возь­мет верх над любы­ми дово­да­ми разу­ма и этики.

Мы утвер­жда­ем, что пре­одо­ле­ние свин­цо­вых мер­зо­стей капи­та­лиз­ма, с отчуж­да­ю­щей силой кото­рых стал­ки­вал­ся почти каж­дый, воз­мож­но толь­ко путем ради­каль­ной транс­фор­ма­ции устрой­ства опе­ра­тив­но­го чело­ве­че­ско­го естества.

В кон­це кон­цов, с кем будет тор­го­вать сингулярность?


Eugene Sychev
Евге­ний Сычёв

Осно­ва­тель и идей­ный вдох­но­ви­тель про­ек­та Spacemorgue. Инте­ре­су­ет­ся фило­со­фи­ей тех­ни­ки, игра­ми Blizzard North, транс­гу­ма­низ­мом и тео­ри­ей сознания.

spacemorgue.com

Последние посты

Архивы

Категории