Свобода, Равенство, Смарт-контракт

Экс­пе­ри­мент с нео­но­ма­ди­че­ским обра­зом жиз­ни для мно­гих мил­ле­ни­а­лов закан­чи­ва­ет­ся воз­вра­ще­ни­ем к отно­си­тель­ной осед­ло­сти: как ни кру­ти, это менее затрат­но (при рав­ном уровне ком­фор­та), это удоб­но, это лени­во. В кон­це кон­цов, на каж­дое чая­ние в раз­ви­том мире долж­но быть своё пред­ло­же­ние, жела­тель­но эко­но­ми­че­ски выгод­ное и при­вле­ка­тель­ное, с пасьян­сом и кур­ти­зан­ка­ми. Одна­ко нео­но­ма­дизм сам по себе заро­дил­ся как некий вызов усто­яв­ше­му­ся поряд­ку вещей. «Нам не нра­вит­ся жизнь в загоне, нам не нра­вят­ся нало­ги, нам не нра­вит­ся дав­ле­ние и кон­троль». И люди голо­со­ва­ли нога­ми, выби­рая дру­гую сто­ро­ну моне­ты.

Выби­рая ради­каль­но, в поры­ве неукро­ти­мо­го духа и жела­ния пере­мен.

А вот гото­вы к это­му ока­за­лись не все. На моём лич­ном опы­те, наблю­дая несколь­ких амби­ци­оз­ных фри­лан­се­ров с момен­та пика попу­ляр­но­сти того же #vanlife по сей день, я при­хо­жу к выво­ду о том, что попыт­ка най­ти себя часто про­ва­ли­ва­ет­ся про­сто пото­му, что мы разу­чи­лись быть искрен­ни­ми с сами­ми собой и сво­и­ми тара­ка­на­ми. А ведь эти шести­но­гие ребя­та пони­ма­ют нас порой куда луч­ше, чем самые близ­кие люди.

Воз­мож­но, это явле­ние — пере­ход на коче­вой образ жиз­ни — явля­ет­ся эта­пом, необ­хо­ди­мой сту­пе­нью раз­ви­тия обще­ства. Чем боль­ше я думаю об этом, срав­ни­вая социо­ло­ги­че­скую ста­ти­сти­ку, пере­жи­ва­ния людей и свой опыт, тем боль­ше я согла­ша­юсь с этой мыс­лью. Нель­зя прыг­нуть с места в карьер, когда речь идёт об обще­стве, о мас­штаб­ных изме­не­ни­ях в голо­вах. Долж­на быть гра­да­ция.

Да, сво­бод­ное обще­ство не может воз­ник­нуть про­сто так: ему нуж­ны сво­бод­ные отдель­ные лич­но­сти, пони­ма­ю­щие в этом, созда­ю­щие осно­ву ново­му мен­та­ли­те­ту. Но что могут создать люди, зака­лён­ные коче­вой жиз­нью в жилом мик­ро­ав­то­бу­се, посто­ян­но пере­ез­жа­ю­щие в дру­гие стра­ны для опти­ми­за­ции соб­ствен­ных нало­го­вых отчис­ле­ний, испо­ве­ду­ю­щие голое либер­та­ри­ан­ство, но жела­ю­щие тем не менее жить ком­форт­но, иметь детей, заду­мы­вать­ся не толь­ко о себе? Нести ответ­ствен­ность, в кон­це кон­цов?

Реше­ние это­му пред­ло­жил ещё в сере­дине XVIII века фран­цуз­ский фило­соф Жан-Жак Рус­со, разу­ме­ет­ся, в общем смыс­ле как пере­осмыс­ле­ние «обще­ствен­но­го дого­во­ра». Сего­дня его идеи посте­пен­но обо­ра­чи­ва­ют­ся в более кон­крет­ные фор­мы пред­при­ни­ма­те­ля­ми и крип­то­ин­ве­сто­ра­ми, меч­та­ю­щи­ми о созда­нии ново­го рая для каж­до­го — чар­тер­ных горо­дах (Пол Ромер). Немец­кий биз­нес­мен Титус Геб­ель пред­ло­жил аль­тер­на­тив­ный тер­мин — воль­ные част­ные горо­да. Вый­дя на пен­сию и мигри­ро­вав со сво­ей семьёй в Мона­ко, он решил посвя­тить оста­ток жиз­ни чему-то, что спо­соб­но решить быто­вые и финан­со­вые про­бле­мы мно­гих людей и при этом не пре­вра­тить их в без­воль­ную мас­су соци­аль­щи­ков. Послед­нее ока­зы­ва­ет­ся осо­бен­но важ­ным пунк­том при уве­ли­че­нии инте­ре­са к без­услов­но­му обще­му дохо­ду, в кото­ром так заин­те­ре­со­ва­ны нынеш­ние IT-дзай­ба­цу типа Google, Facebook, Apple и Amazon.

Пока вы ждёте Киберпанк 2077, мы его строим

Идея про­ста: груп­па людей, не обре­ме­нён­ных недо­стат­ком средств, объ­еди­ня­ет­ся вокруг неко­ей систе­мы цен­но­стей и стро­ит для себя город на неза­се­лён­ной тер­ри­то­рии какой-нибудь небо­га­той стра­ны. При­е­хать туда может каж­дый неза­ви­си­мо от граж­дан­ства и рода дея­тель­но­сти — глав­ным кри­те­ри­ем отбо­ра слу­жит согла­сие с той иде­ей, кото­рая изна­чаль­но объ­еди­ни­ла созда­те­лей. С каж­дым новым жите­лем заклю­ча­ет­ся неиз­ме­ня­е­мый кон­тракт (ска­жем, на блок­чейне), кото­рый нель­зя впо­след­ствии изме­нить в одно­сто­рон­нем поряд­ке. Власть децен­тра­ли­зо­ва­на и пол­но­стью отда­на в част­ные руки, нет нало­гов, нет огра­ни­че­ний (кро­ме эти­че­ско­го спис­ка, ука­зан­но­го в дого­во­ре). Опе­ра­тор горо­да обес­пе­чи­ва­ет необ­хо­ди­мую инфра­струк­ту­ру, част­ную служ­бу безопасности/полицию, вывоз мусо­ра и всё то, чего не хва­та­ет нео­но­ма­дам в их авто­ном­ных путе­ше­стви­ях. За свои услу­ги опе­ра­тор взи­ма­ет фик­си­ро­ван­ный годо­вой взнос в любой удоб­ной для вас (крипто-)валюте, поряд­ка 1000$, и не зада­ёт вопро­сов. По мере уве­ли­че­ния чис­ла жите­лей на поря­док и улуч­ше­ния инфра­струк­ту­ры сто­и­мость услуг может и сни­зить­ся для под­дер­жа­ния балан­са. Если такая жизнь вам надо­ест или вы почув­ству­е­те, что опе­ра­тор рабо­та­ет нека­че­ствен­но, вы все­гда може­те уехать, пони­зив таким обра­зом при­вле­ка­тель­ность горо­да. Посколь­ку город живёт за счёт сво­их жите­лей, он заин­те­ре­со­ван в том, что­бы люди при­ез­жа­ли и, что самое важ­ное, не уез­жа­ли в дру­гое, более при­вле­ка­тель­ное место.

Всё это, разу­ме­ет­ся, ого­ва­ри­ва­ет­ся с госу­дар­ством-доно­ром, и это выгод­но обе­им сто­ро­нам. Ска­жем, уто­па­ю­щий в бед­но­сти и кри­ми­на­ле Гон­ду­рас вне­зап­но начи­на­ет полу­чать отчис­ле­ния в виде 10% от ВВП горо­да на его тер­ри­то­рии, отту­да, где рань­ше жили толь­ко игу­а­ны и попу­гаи, эго­и­стич­но не пла­тив­шие нало­гов. Раз­ви­ва­ю­щий­ся город полу­ча­ет отлич­ную лока­цию с тёп­лым кли­ма­том и отсут­стви­ем угроз со сто­ро­ны неядер­ной дер­жа­вы, кото­рую в слу­чае попыт­ки одно­сто­рон­не­го изме­не­ния дого­во­ра мож­но при­влечь к суду. Но зачем ему напа­дать на золо­тую анти­ло­пу?

Подоб­ное реше­ние может не толь­ко облег­чить тяго­ты мигра­ци­он­но­го кри­зи­са, хотя это уже само себе серьёз­ный про­рыв. Чис­ло людей с мигра­ци­он­ным про­шлым рас­тёт, и вынуж­ден­ное пере­се­ле­ние лишь уве­ли­чи­ва­ет соци­аль­ное рас­сло­е­ние. Одна­ко гло­ба­ли­за­ция дела­ет совре­мен­ные горо­да без­ли­ки­ми, при­во­дя их к одно­му зна­ме­на­те­лю, к еди­но­об­ра­зию форм и юрис­дик­ций. Осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны типа Гон­кон­га и Син­га­пу­ра уже нико­го не удив­ля­ют, а их нало­го­об­ло­же­ние уже не кажет­ся таким при­вле­ка­тель­ным. Да и с крип­то­ва­лю­та­ми не все­гда глад­ко: в 2к19 они всё ещё явля­ют­ся уде­лом сво­бо­до­лю­би­вой горст­ки тех­ни­че­ски под­ко­ван­ной моло­дё­жи, а тузе­му­на и повсе­мест­но­го при­ня­тия реко­мен­ду­ют не ждать рань­ше 2020-го.

Ины­ми сло­ва­ми, у нас есть все воз­мож­но­сти для того, что­бы начать стро­ить горо­да буду­ще­го. И мы уже нача­ли.

Pirate Bay в реале

Цен­ность идеи сво­бод­ных част­ных горо­дов ещё и в том, что, будучи еди­но­жды успеш­но реа­ли­зо­ван­ным, город может стать при­ме­ром для дру­гих и при­ве­сти к фено­ме­наль­ной мас­шта­би­ру­е­мо­сти с учё­том жела­ний и воз­мож­но­стей новых групп. Будь то малень­кая нор­веж­ская дере­вуш­ка Либер­стад или же целое мик­ро­го­су­дар­ство Либер­ленд на гра­ни­це Сер­бии и Хор­ва­тии, у каж­до­го из про­ек­тов есть шанс выстре­лить и стать успеш­ным пер­во­про­ход­цем. В совре­мен­ном мире финан­сы уже не столь важ­ны: рас­про­да­жа зем­ли в том же Либер­ста­де за бит­ко­и­ны пока­за­ла, насколь­ко изме­нил­ся мир в этом вопро­се за послед­ние деся­ти­ле­тия. В отли­чие от сред­не­ве­ко­вья, тер­ри­то­рии уже не явля­ют­ся без­ого­во­роч­ным акти­вом. Сего­дня реша­ют идеи.

Чего скры­вать, наши сооте­че­ствен­ни­ки тоже пони­ма­ют этот тренд и пыта­ют­ся идти в ногу со вре­ме­нем. Ана­ло­гич­ный про­ект, Доб­ро­град, запу­щен в 70 км от Вла­ди­ми­ра. Конеч­но, по кано­нам кибер­пан­ка глав­ный инве­стор и основ­ная мас­са жите­лей долж­на испо­ве­до­вать транс­гу­ма­низм, иметь мигра­ци­он­ное про­шлое и гово­рить на про­то­язы­ке интер­не­та, но это уже непло­хое нача­ло, не про­ти­во­ре­ча­щее кон­цеп­ции воль­ных част­ных горо­дов: люди хотят и долж­ны жить там, где им нра­вит­ся, и как им нра­вит­ся. Круг­ло­су­точ­ные кази­но? Лега­ли­за­ция ору­жия, про­сти­ту­ции и мари­ху­а­ны? Мес­сы сек­тан­тов и пара­ды плос­ко­зе­мель­цев? Поче­му бы и нет, если толь­ко с этим соглас­ны 100% насе­ле­ния горо­да. Всё чест­но и мак­си­маль­но демо­кра­тич­но.

Кста­ти, с этим могут воз­ник­нуть и спор­ные момен­ты. Напри­мер, в сво­ей кни­ге «Make governments compete for you» Геб­ель допус­ка­ет созда­ние отдель­ных горо­дов для любых типов сооб­ществ, ска­жем, для хри­сти­ан-фун­да­мен­та­ли­стов, мусуль­ман, или хип­пи, испо­ве­ду­ю­щих пол­ную сек­су­аль­ную сво­бо­ду и нудизм (как, напри­мер, «Лес­ное брат­ство»). В обще­стве при­нуж­де­ния все эти явно раз­но­род­ные груп­пы обре­че­ны на кон­фликт, что мы регу­ляр­но и наблю­да­ем по все­му миру. При этом ни у кого нет эле­мен­тар­ной воз­мож­но­сти поме­стить себя в нуж­ный и инте­рес­ный кон­текст, окру­жить еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и жить так, как хочет­ся, имея хоть какие-то гаран­тии ста­биль­но­сти и уве­рен­но­сти в буду­щем. Амстер­дам­ская «Хри­сти­а­ния» не в счёт. Это зако­но­мер­ная сту­пень раз­ви­тия демо­кра­тии — если ты доста­точ­но искре­нен со сво­и­ми тара­ка­на­ми и у тебя есть дея­тель­ные еди­но­мыш­лен­ни­ки, поче­му бы вам не послать подаль­ше все эти госу­дар­ства с их побо­ра­ми, неспра­вед­ли­во­стью и вой­на­ми, и не постро­ить свой юри­ди­че­ски выве­рен­ный леги­тим­ный рай на краю све­та? В кон­це кон­цов, пока ты не нано­сишь вред дру­гим и живёшь в мире, it’s ok.

И совре­мен­ные тех­но­ло­гии вза­и­мо­дей­ствия и само­вы­ра­же­ния толь­ко спо­соб­ству­ют это­му. В обще­стве уже дав­но назре­ва­ет весь­ма спе­ци­фи­че­ская потреб­ность в защи­щён­ных цита­де­лях для крип­то­эн­ту­зи­а­стов и тех­но­ги­ков, оттор­га­е­мых слиш­ком мед­лен­ны­ми и кор­рум­пи­ро­ван­ны­ми систе­ма­ми вче­раш­не­го дня.

Воз­мож­но, в буду­щем дей­стви­тель­но ста­нет важ­нее то, как и где ты живёшь в вир­ту­аль­ном мире (взять хотя бы тот же Decentraland). Но пока мы не реши­ли про­бле­му с реаль­ны­ми горо­да­ми, сто­ит скон­цен­три­ро­вать­ся на них. Надо же где-то иметь «тихую гавань», надёж­ное физи­че­ское при­ста­ни­ще для выхо­да в ней­ро­нет, для веде­ния биз­не­са, для отды­ха. В кон­це кон­цов, куда сей­час подать­ся доб­ро­му пира­ту, если ока­жет­ся, что с зав­траш­не­го дня в его стране вве­дён налог на воз­дух, а людей с его граж­дан­ством пус­ка­ют раз­ве что в бана­но­вые рес­пуб­ли­ки с брюш­ным тифом на зав­трак?

А ведь всё это может стать реаль­но­стью рань­ше, чем мы дума­ем.


Mark Lindberger
Марк Линдбер­гер

Мыс­ли­тель эпо­хи инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства, иссле­до­ва­тель, Посвя­щён­ный в таин­ства тех­но­кра­ти­че­ско­го транс­гу­ма­низ­ма.

vk.com/illumicorp_rus

Последние посты

Архивы

Категории