Иллюстрации: Flashback (DOS)

Переписанное сознание

Пере­пи­сан­ное созна­ние: раз­но­об­ра­зие, пост­лю­ди и уто­пия в три­ло­гии «Жан ле Флам­бер» авто­ра Хан­ну Райаниеми.

Чело­ве­че­ство раз­но­об­раз­но. Разум­но будет пред­по­ло­жить, что пост­че­ло­ве­че­ство, в любом виде, тоже будет раз­но­об­раз­но. Кори Док­то­роу пишет, что «десять тысяч лет назад вер­ши­ной куль­тур­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия была коза. Вы уве­ре­ны, что в вас будет хоть как-то узна­вать­ся чело­век спу­стя сот­ню веков?» (Doctorow 2003: loc. 91–2). При таком опи­са­нии отчуж­де­ния пост­че­ло­ве­че­ства под­чер­ки­ва­ет­ся то, что гря­ду­щее чело­ве­че­ское обще­ство будет неиз­беж­но отли­чать­ся от себя насто­я­ще­го в силу неумо­ли­мой посту­пи эво­лю­ции. Кро­ме того, под­ни­ма­ет­ся слож­ная про­бле­ма мыс­лен­но­го пред­став­ле­ния фун­да­мен­таль­но отлич­ной при­ро­ды людей буду­ще­го. Такие субъ­ек­ты не толь­ко пост­че­ло­веч­ны в плане внеш­но­сти, био­ло­ги­че­ских и тех­но­ло­ги­че­ских усо­вер­шен­ство­ва­ний, сфор­ми­ро­ван­ной иден­тич­но­сти или куль­ту­ры, но и в самом опре­де­ле­нии созна­ния, обу­слав­ли­ва­ю­ще­го и опре­де­ля­ю­ще­го чело­веч­ность. Науч­ная фан­та­сти­ка дает нам воз­мож­ность инсце­ни­ро­вать аль­тер­на­тив­ные точ­ки зре­ния на обще­ство, тех­но­ло­гии и созна­ние, кото­рые помо­гут осве­тить нашу связь не толь­ко с потен­ци­аль­ным буду­щим, но и с пре­де­ла­ми чело­ве­че­ско­го в настоящем.

В дан­ной ста­тье мы вос­поль­зу­ем­ся ана­ли­зом при­ро­ды и функ­ции пост­че­ло­ве­че­ско­го созна­ния в кни­гах три­ло­гии «Жан ле Флам­бер» [за автор­ством] Хан­ну Рай­а­ни­е­ми, что­бы рас­крыть кри­ти­че­ский потен­ци­ал инсце­ни­ров­ки обшир­но­го диа­па­зо­на (не)вероятных вари­ан­тов пост­че­ло­ве­че­ства в целях кри­ти­че­ско­го рас­смот­ре­ния фор­ми­ро­ва­ния и раз­но­об­ра­зия чело­ве­че­ства в насто­я­щем и близ­ком буду­щем. Для обос­но­ва­ния роли науч­ной фан­та­сти­ки в кри­ти­ке насто­я­ще­го через наше жела­ние инсце­ни­ро­вать пер­спек­ти­вы аль­тер­на­тив­но­го буду­ще­го при­ме­ня­ет­ся рас­ши­рен­ная кон­цеп­ция уто­пии Фред­ри­ка Джей­ми­со­на. Связь такой лите­ра­тур­ной инсце­ни­ров­ки с совре­мен­ным обще­ством и про­бле­ма худо­же­ствен­но­го опи­са­ния пост­че­ло­ве­ка будут рас­смат­ри­вать­ся через поня­тия Жиля Деле­за о раз­ли­чии и малой литературе.

Пер­вая три­ло­гия рома­нов Хан­ну Рай­а­ни­е­ми, «Кван­то­вый вор» (2010 г.), «Фрак­таль­ный принц» (2012 г.), «Кау­заль­ный ангел» (2014 г.), сра­зу же погру­жа­ет чита­те­ля в прин­ци­пи­аль­но отлич­ное дале­кое буду­щее, кажу­ще­е­ся стран­ным и оше­лом­ля­ю­щим отно­си­тель­но совре­мен­ных пред­став­ле­ний о нау­ке, обще­стве и чело­веч­но­сти. Здесь пост­че­ло­ве­че­ское обще­ство рас­ки­ну­лось по Сол­неч­ной систе­ме рядом фрак­ций и анкла­вов, пред­став­ля­ю­щих набор раз­но­об­раз­ных вари­ан­тов воз­мож­но­го буду­ще­го чело­ве­че­ства. Дей­ствие три­ло­гии про­ис­хо­дит в мире, где раз­ви­тие тех­но­ло­гий, обу­слав­ли­ва­ю­щих загруз­ку созна­ния, дало воз­мож­ность реа­ли­зо­вать­ся раз­но­об­раз­ным кон­цеп­ци­ям пост­че­ло­ве­че­ства. Чело­ве­че­ский разум и вос­по­ми­на­ния мож­но пере­не­сти из моз­га в ком­пью­тер или мно­же­ство дру­гих симу­ли­ро­ван­ных или реаль­ных объ­ек­тов, вклю­чая вир­ту­аль­ные «миры», настоль­ко же реаль­ные, как и физи­че­ская все­лен­ная, или во фрак­таль­ную архи­тек­ту­ру бук­валь­но­го двор­ца памя­ти про­та­го­ни­ста. Созна­ние мож­но пере­ме­стить в раз­но­об­раз­ные вопло­ще­ния, от усо­вер­шен­ство­ван­ных вари­ан­тов чело­ве­ка до меха­ни­че­ских кон­струк­ций и даже огром­ных алмаз­ных ком­пью­те­ров пла­не­тар­ных «губер­ний». Став­шее реаль­но­стью бого­по­доб­ное могу­ще­ство кон­тро­ли­ру­ет­ся теми, кто нахо­дит­ся в аван­гар­де новых тех­но­ло­гий. Соци­аль­ные послед­ствия тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са пред­став­ле­ны вме­сте с рядом сопут­ству­ю­щих про­блем. Поэто­му у это­го вымыш­лен­но­го мира есть мрач­ная исто­рия насиль­ствен­ной загруз­ки, гоголь­но­го1 созна­ния в роли вычис­ли­тель­но­го раба, хище­ния разу­ма пира­та­ми, меж­пла­нет­ной «Про­то­коль­ной вой­ны» за точ­ное изло­же­ние пра­вил и обла­сти при­ме­не­ния пост­че­ло­ве­че­ско­го сознания.

Исто­рия посте­пен­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем собы­тий три­ло­гии, а сам мир про­из­ве­де­ний пред­став­лен как еди­ное целое в насто­я­щем основ­но­го повест­во­ва­ния, вклю­чая подроб­ные опи­са­ния науч­ных поня­тий об инфор­ма­ции и, осо­бен­но, о кван­то­вой меха­ни­ке — совре­мен­ные пред­став­ле­ния сме­ши­ва­ют­ся с худо­же­ствен­ной поста­нов­кой их прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния. Речь не о разъ­яс­не­нии кон­цеп­ций за счет дета­ли­зи­ро­ван­но­го постро­е­ния вымыш­лен­но­го мира (в три­ло­гии доста­точ­но подроб­но­стей, про­сто нас не пере­гру­жа­ют «инфо­дам­па­ми»), но ско­рее о том, что само миро­стро­и­тель­ство — кон­цеп­ту­аль­но. В нача­ле три­ло­гии про­та­го­нист явля­ет­ся плен­ни­ком в физи­че­ском вопло­ще­нии мыс­лен­но­го экс­пе­ри­мен­та тео­рии игр, «дилем­ме заклю­чен­но­го», на орби­те Неп­ту­на. Физи­че­ское выра­же­ние подоб­ных кон­цеп­ций пере­кли­ка­ет­ся с тех­но­ло­ги­че­ской воз­мож­но­стью мате­ри­а­ли­зо­вы­вать идеи и вопло­щать память в про­стран­ствен­ном плане. Это, в свою оче­редь, отра­жа­ет атем­по­раль­ность памя­ти в повест­во­ва­нии, кото­рое кажет­ся, как и био­гра­фия и лич­ность Жана ле Флам­бе­ра, почти фрак­таль­ным. Ретро­спек­тив­ные интер­лю­дии вос­по­ми­на­ний про­та­го­ни­ста сра­щи­ва­ют вымыш­лен­ный мир с быст­ро­раз­ви­ва­ю­щим­ся повест­во­ва­ни­ем, лави­ру­ю­щим меж­ду слож­но­стя­ми точ­ной нау­ки и необуз­дан­ным худо­же­ствен­ным вымыслом.

На этом слож­ном фоне, вклю­ча­ю­щем раз­но­об­раз­ные пост­че­ло­ве­че­ские фор­мы и пере­жи­ва­ния, остат­ки циви­ли­за­ции на Зем­ле пред­став­ля­ют собой место, где чело­ве­че­ство и миф встре­ча­ют­ся посре­ди раз­ру­ши­тель­ных послед­ствий тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. На Зем­ле сви­реп­ству­ет нано­тех, спо­соб­ный инфи­ци­ро­вать как мате­рию, так и разум, и утра­та колы­бе­ли чело­ве­че­ства абстра­ги­ру­ет наше теку­щее поло­же­ние от это­го вымыш­лен­но­го мира. Зем­ля «про­гни­ла насквозь: она порож­да­ет мон­стров и кор­мит­ся душа­ми… здесь про­зя­ба­ют в гря­зи, а дру­гие оби­та­те­ли Систе­мы стро­ят алмаз­ные зам­ки и живут веч­но» (Rajaniemi 2012: 238), ее эко­но­ми­че­ский, тех­но­ло­ги­че­ский и когни­тив­ный кол­лапс посту­ли­ру­ет пост­че­ло­ве­че­скую пер­спек­ти­ву про­из­ве­де­ния. Напро­тив, мобиль­ный город на Мар­се, «место забве­ния» (Rajaniemi 2012: 20), где стро­го кон­тро­ли­ру­ет­ся экзопа­мять, выстра­и­ва­ет более близ­кую связь с насто­я­щим через ана­ло­гию с совре­мен­ны­ми про­бле­ма­ми, окру­жа­ю­щи­ми нор­мы непри­кос­но­вен­но­сти част­ной жиз­ни, облач­ные хра­ни­ли­ща и циф­ро­вую защи­ту автор­ских прав. Бес­ко­неч­ный цикл чере­до­ва­ния жиз­ни в каче­стве чело­ве­ка и в виде «Спо­кой­но­го» машин­но­го раба, одна­ко, выво­дит из рас­смот­ре­ния вопрос смерт­но­сти, часто обу­слав­ли­ва­ю­щий и моти­ви­ру­ю­щий чело­ве­че­ские стрем­ле­ния, и опре­де­ля­ет изна­чаль­ный чело­ве­че­ский облик как при­ви­ле­гию, кото­рую сле­ду­ет заработать.

Наря­ду с Зем­лей и Мар­сом, дру­гие по види­мо­сти чело­ве­че­ские осо­би — это Оорт: моди­фи­ци­ро­ван­ные кры­лья­ми, адап­ти­ро­ван­ные к жиз­ни на коме­тах, но пред­став­ля­ю­щие собой все еще уни­каль­ное созна­ние в отдель­ном био­ло­ги­че­ском теле. В пер­со­на­же Мие­ли заклю­че­на более пря­мая связь этих групп с чело­ве­че­ством в его насто­я­щем виде, и его выра­же­ни­я­ми раз­но­об­ра­зия. Эта оор­ти­ан­ская вои­тель­ни­ца, чье имя озна­ча­ет «разум» на фин­ском, род­ном язы­ке Рай­а­ни­е­ми, демон­стри­ру­ет всю совре­мен­ную усто­яв­шу­ю­ся палит­ру раз­но­об­ра­зия (ее пол, цвет кожи, сек­су­аль­ная ори­ен­та­ция, и даже в опре­де­лен­ные момен­ты инва­лид­ность, отра­жа­ют совре­мен­ные слож­но­сти, свя­зан­ные с «защи­щен­ны­ми мень­шин­ства­ми»). Но в таком буду­щем эти кате­го­рии сами по себе не вызы­ва­ют затруд­не­ний, и здесь ско­рее ее эмо­ци­о­наль­ные свя­зи, чело­ве­че­ские чув­ства чести, дол­га и люб­ви увя­зы­ва­ют наш теку­щий ракурс с бого­по­доб­ны­ми суще­ства­ми, пра­вя­щи­ми все­лен­ной Райаниеми.

Пост-люди и человечество

Жиль Делез и Феликс Гват­та­ри ука­зы­ва­ют на трой­ную невоз­мож­ность лите­ра­тур­но­го про­цес­са: невоз­мож­ность не писать, невоз­мож­ность писать в рам­ках боль­шо­го язы­ка, невоз­мож­ность писать как-то по-дру­го­му (1986: 16). Для Рай­а­ни­е­ми дан­ная невоз­мож­ность име­ет сле­ду­ю­щий вид: невоз­мож­ность не писать, невоз­мож­ность писать в рам­ках чело­ве­че­ско­го ракур­са, невоз­мож­ность писать с пост­че­ло­ве­че­ской точ­ки зре­ния (чело­ве­че­ское «по-дру­го­му»). Воз­ник­но­ве­ние тако­го ново­го кол­лек­тив­но­го созна­ния «необ­хо­ди­мо про­хо­дит через лите­ра­ту­ру» (там же), то есть, если что-то долж­но про­из­во­дить­ся в мыс­ли, это долж­но быть напи­са­но, пото­му что мыш­ле­ние про­ис­хо­дит на чело­ве­че­ском язы­ке. Поэто­му инсце­ни­ров­ка аль­тер­на­тив­ных видов мыш­ле­ния тре­бу­ет аль­тер­на­тив­ной лите­ра­ту­ры. Но невоз­мож­но писать с пост­че­ло­ве­че­ской пози­ции, нахо­дясь за рам­ка­ми нынеш­не­го чело­ве­че­ства. Для это­го нуж­на малая лите­ра­ту­ра, акт напи­са­ния внеш­не­го изнут­ри таким обра­зом, что­бы осу­ще­ствить детер­ри­то­ри­за­цию само­го про­цес­са напи­са­ния (и мыш­ле­ния). В науч­ной фан­та­сти­ке этот уто­пи­че­ский про­цесс, кото­рый Джей­ми­сон назы­ва­ет «сме­ще­ни­я­ми в кон­тек­сте опи­са­ния» (2005: 262), пред­став­ля­ет собой жела­ние писать пост­че­ло­ве­че­ское с чело­ве­че­ско­го ракур­са. При ата­ке на пози­ции напи­са­ния кри­ти­ку­ют­ся и чело­ве­че­ская, и пост­че­ло­ве­че­ская пози­ции в нераз­ре­ши­мом раз­де­ле­нии, кото­рое обра­зу­ет­ся через их вза­им­ную раз­об­щен­ность. Это пара­док­саль­ная зада­ча напи­са­ния вооб­ра­жа­е­мой пози­ции за рам­ка­ми совре­мен­но­го разу­ма для того, что­бы про­из­ве­сти кри­ти­че­ский ана­лиз коор­ди­нат совре­мен­но­го мыш­ле­ния изнут­ри лите­ра­тур­ных про­цес­сов само­го совре­мен­но­го разу­ма. Это внед­ре­ние внут­рен­не­го раз­ли­чия для (пере)осмысливания чело­ве­че­ско­го: невоз­мож­но­сти пост­че­ло­ве­че­ско­го сознания.

Фор­мы пост­че­ло­ве­че­ства, кото­рые Рай­а­ни­е­ми созда­ет в сво­ей серии книг, опре­де­ля­ют­ся не толь­ко сво­им раз­но­об­ра­зи­ем по отно­ше­нию друг к дру­гу, но и сво­им отли­чи­ем от нынеш­не­го чело­ве­че­ства. Наш насто­я­щий ракурс для его пер­со­на­жей оста­ет­ся огра­ни­че­ни­ем и эво­лю­ци­он­ной памя­тью, и отно­сит­ся к кате­го­рии «базо­вой» чело­ве­че­ской фор­мы. Уто­пи­че­ская функ­ция в науч­ной фан­та­сти­ке обра­ща­ет­ся к раз­об­щен­но­сти с насто­я­щим, а пост­че­ло­век обра­ща­ет­ся к раз­об­щен­но­сти созна­ния с совре­мен­ным чело­ве­ком. Таким обра­зом, чело­ве­че­ство обра­зу­ет пре­дел, от кото­ро­го оттал­ки­ва­ют­ся при воз­ник­но­ве­нии кон­флик­ту­ю­щие сооб­ще­ства и уто­пи­че­ские кон­цеп­ции. Глав­ным обра­зом этот пре­дел — это пре­дел тем­по­раль­но­сти в дале­ком буду­щем, и здесь име­ет место кри­ти­че­ское дистан­ци­ро­ва­ние от нашей ситу­а­ции. Точ­ные даты собы­тий в про­из­ве­де­ни­ях Рай­а­ни­е­ми оста­ют­ся неяс­ны­ми, но анту­раж дале­ко­го буду­ще­го пред­по­ла­га­ет потен­ци­ал эво­лю­ци­он­ных изме­не­ний, осо­бен­но в усло­ви­ях бур­но­го тех­но­ло­ги­че­ски направ­лен­но­го развития.

Но пер­со­на­жи Рай­а­ни­е­ми во мно­гом оста­ют­ся слиш­ком чело­ве­че­ски­ми, и эта их связь с фраг­мен­тар­ной иден­тич­но­стью, кото­рую мы обо­зна­ча­ем как чело­ве­че­скую, обост­ря­ет их раз­но­об­ра­зие и кон­фликт. Таким обра­зом, мера раз­ли­чия слу­жит и при­зна­ком воз­мож­но­сти в уто­пи­че­ской функ­ции про­из­ве­де­ний Рай­а­ни­е­ми. Для Джей­ми­со­на уто­пи­че­ская фор­ма — это «репре­зен­та­тив­ное обду­мы­ва­ние ради­каль­но­го раз­ли­чия, ради­каль­ной ина­ко­во­сти» (2005: xii), и в три­ло­гии «Жан ле Флам­бер» это раз­ли­чие име­ет место в отно­ше­нии к чело­ве­че­ско­му как к ярлы­ку и кон­струк­ту. В про­из­ве­де­ни­ях Рай­а­ни­е­ми вли­я­ние раз­но­об­ра­зия на дан­ном уровне наше­го пони­ма­ния созна­ния экс­тра­по­ли­ру­ет­ся до ката­стро­фи­че­ских про­пор­ций в раз­вер­ты­ва­ю­щем­ся про­ти­во­сто­я­нии меж­ду Собор­но­стью и Зоку, стре­мя­щи­ми­ся к вла­сти над Сол­неч­ной систе­мой путем уста­нов­ле­ния сво­ей вер­сии постчеловечества.

Кон­флик­ту­ю­щие кон­цеп­ции постчеловека

Собор­ность постро­е­на вокруг бого­по­доб­ных «Осно­ва­те­лей», чья лич­ность и воля отпе­ча­ты­ва­ет­ся на обшир­ных кла­нах копий с жест­кой иерар­хи­ей про­то­ко­лов и кон­тро­ля. Они суще­ству­ют в Губер­ни­ях, ком­пью­те­рах пла­не­тар­ных раз­ме­ров, пред­на­зна­чен­ных для каж­до­го отдель­но­го Осно­ва­те­ля, в кото­рых пер­вич­ная копия (прайм) и копии выс­ше­го поряд­ка могут дости­гать повы­шен­ных ско­ро­стей мыш­ле­ния в про­стран­стве чистой абстрак­ции. Нагляд­ным вопло­ще­ни­ем это­го явля­ет­ся самый могу­ще­ствен­ный Осно­ва­тель, без­жа­лост­ный Мат­чек Чен, «бог-импе­ра­тор Сол­неч­ной систе­мы» (Rajaniemi 2014: 21), дер­жа­щий сво­их под­дан­ных, и даже дру­гих Осно­ва­те­лей, желез­ной хват­кой, пыла­ю­щий яро­стью к тем, кто про­ти­во­сто­ит его кон­цеп­ции созна­ния. Но его соб­ствен­ные вир­ту­аль­ные про­стран­ства суще­ству­ют как «кал­ли­гра­фия дзен, иеро­гли­фы, выве­ден­ные чер­ни­ла­ми по белой бума­ге: отдель­ные штри­хи пре­вра­ща­ют­ся в сло­ва, пре­вра­ща­ю­щи­е­ся в пред­ме­ты» (Rajaniemi 2012: 138), выра­же­ние его виде­ния созна­ния и теку­че­го, абстракт­но­го, твор­че­ско­го потен­ци­а­ла пост­че­ло­ве­че­ско­го разума.

В отли­чие от Собор­но­сти, Зоку пред­став­ля­ют собой кла­ны ком­пью­тер­ных игро­ков, стран­ству­ю­щих по вир­ту­аль­ным «мирам» кол­лек­ти­вом, в кото­ром созна­ние запу­та­но на кван­то­вом уровне для луч­ше­го вза­и­мо­дей­ствия. Они свя­за­ны вме­сте в равен­стве и вза­им­ной выго­де, но обра­зу­ют внут­рен­ний пара­докс, когда «чем выше твои дости­же­ния, тем боль­ше сте­пень тво­ей сцеп­лен­но­сти, и вслед­ствие это­го выше шанс вклю­чить свою волю в кол­лек­тив­ную реаль­ность Зоку. Но в то же вре­мя по мере про­дви­же­ния наверх камень Зоку фор­ми­ру­ет из тебя иде­аль­но­го чле­на кол­лек­ти­ва» (Rajaniemi 2014: 122). Раз­рыв Зоку с насто­я­щим близ­ко сле­ду­ет кон­цеп­ции анкла­вов Джей­ми­со­на, осо­бен­но в их отоб­ра­же­нии онлайн-сооб­ществ и куль­ту­ры гей­ме­ров. Джей­ми­сон пишет, что «кибер­про­стран­ство — фак­ти­че­ски анклав ново­го вида… упразд­ня­ет „поме­щен­ный в центр субъ­ект“ и рас­про­стра­ня­ет­ся новы­ми, пост­ин­ди­ви­ду­а­ли­стич­ны­ми путя­ми» (2005: 21). Тем самым оспа­ри­ва­ют­ся инди­ви­ду­а­лист­ские и иерар­хи­че­ские струк­ту­ры, в кото­рых мы сей­час живем и кото­рые Собор­ность вопло­ща­ет до тота­ли­тар­но­го экс­тре­му­ма. Здесь нам пред­ла­га­ют к рас­смот­ре­нию две ради­каль­но рас­хо­жие систе­мы, слу­жа­щие демон­стра­ци­ей устой­чи­во­сти идео­ло­гии, осно­ван­ной на наших пред­став­ле­ни­ях о созна­нии и его пределах.

Кон­фликт этих двух дер­жав зиждет­ся в уни­каль­но­сти (Зоку) или неза­ви­си­мо­сти (Собор­ность) созна­ния. Для Собор­но­сти запу­тан­ность пред­став­ля­ет­ся пору­га­ни­ем их иден­тич­но­сти, несмот­ря на то что они сами дик­ту­ют свою волю мил­ли­о­нам пора­бо­щен­ных умов. Зоку рав­но­знач­но отвра­ща­ет спо­соб­ность к копи­ро­ва­нию, и они исполь­зу­ют резерв­ные вос­по­ми­на­ния толь­ко в слу­чае смер­ти, что­бы обес­пе­чить еди­нич­ное суще­ство­ва­ние их раз­умов. В опре­де­лен­ный момент про­та­го­нист заме­ча­ет, что «Собор­ность пола­га­ет­ся на бес­смер­тие, кото­рое пре­вра­ща­ет души в машин­ные шесте­рён­ки. Зоку погряз­ли в глу­пых играх и Цар­ствах, а это ведёт в тупик» (Rajaniemi 2014: 214), под­чер­ки­вая тщет­ность дис­пу­та, пере­рос­ше­го в пол­но­мас­штаб­ную войну.

В про­ти­во­вес это­му раз­де­ле­нию двух форм иде­аль­но­го обще­ства, Жан ле Флам­бер вопло­ща­ет кон­цеп­цию Деле­за и Гват­та­ри об уто­пи­че­ском жела­нии как «рево­лю­ци­он­ном дей­ствии и стра­сти» (2004: 71), утвер­ждая, что «мы не долж­ны при­ни­мать поло­же­ние вещей таким, как оно есть» (Rajaniemi 2014: 214). Повест­во­ва­ния сле­ду­ет пози­ции про­та­го­ни­ста меж­ду фрак­ци­я­ми, харак­те­ри­сти­ки и лока­ции кото­рых исполь­зу­ют­ся для орна­мен­та­ции дви­же­ния сюже­та, соб­ствен­ных жела­ний пер­со­на­жа, и про­цес­са посте­пен­но­го рас­кры­тия сво­ей все­лен­ной авто­ром для чита­те­лей. Более гиб­кий про­та­го­нист исполь­зу­ет и ана­ли­зи­ру­ет огра­ни­че­ния и анта­го­ни­сти­че­ские отно­ше­ния обе­их кон­цеп­ций пост­че­ло­ве­че­ства. Таким обра­зом в спо­ре о фун­да­мен­таль­ном зна­че­нии само­го чело­ве­че­ства выстра­и­ва­ет­ся кри­ти­че­ская точ­ка зре­ния посто­рон­не­го как точ­ка кри­ти­че­ско­го кон­так­та. Эта точ­ка зре­ния посто­рон­не­го, в рам­ках более общей раз­об­щен­но­сти с совре­мен­но­стью, обра­ща­ет вопрос к нашей соб­ствен­ной ситу­а­ции и к тому, какие аспек­ты нас самих мож­но пытать­ся удер­жать в серд­це­вине ста­но­вя­ще­го­ся все более раз­но­об­раз­ным вида.

Раз­но­об­ра­зие и различие

Про­цесс напи­са­ния с пост­че­ло­ве­че­ско­го ракур­са в дале­ком буду­щем пред­став­ля­ет собой отда­ле­ние на уровне пер­во­на­чаль­ных усло­вий чело­ве­че­ско­го созна­ния. Так про­во­ци­ру­ет­ся сме­ще­ние от раз­но­об­ра­зия раз­ветв­ля­ю­щей­ся эво­лю­ции чело­ве­че­ства к фун­да­мен­таль­но­му раз­ли­чию в при­ро­де само­го пост­че­ло­ве­че­ско­го созна­ния. Делез наста­и­ва­ет, что «раз­ли­чие вооб­ще отли­ча­ет­ся от раз­но­об­ра­зия и иска­же­ния; так, два тер­ми­на раз­ли­ча­ют­ся, когда они — дру­гие не сами по себе, а из-за чего-то, то есть они так­же под­хо­дят чему-то дру­го­му» (Deleuze 2004, 38). Здесь это пере­ход от мно­го­об­ра­зия воз­мож­ных вари­ан­тов буду­ще­го к фун­да­мен­таль­но­му раз­ли­чию с насто­я­щей фор­мой созна­ния, вооб­ра­жа­ю­щей и пред­ви­дя­щей такие вари­ан­ты будущего.

В три­ло­гии Рай­а­ни­е­ми харак­те­ри­зу­е­мое Деле­зом раз­ли­чие видит­ся в отно­ше­нии пост­че­ло­ве­че­ства к чело­ве­че­ству, внут­рен­нем раз­ли­чии в нашей при­ро­де и буду­щем, вызы­ва­ю­щем раз­рыв в усло­ви­ях, по кото­рым мы пости­га­ем иден­тич­ность, обще­ство и даже суще­ство­ва­ние. Зоку и Собор­ность — это не толь­ко рас­хо­дя­щи­е­ся вет­ви чело­ве­че­ства в их про­стом про­ти­во­сто­я­нии и вза­им­ной ина­ко­во­сти. Их раз­ли­чие заклю­ча­ет­ся в отно­ше­нии к про­цес­су опре­де­ле­ния буду­ще­го как еди­ной кон­цеп­ции чело­ве­че­ства и соот­вет­ству­ю­ще­го нало­же­ния огра­ни­че­ний на созна­ние. Соглас­но науч­ной подо­плё­ке рома­нов, такие огра­ни­че­ния не толь­ко под­дер­жи­ва­ют обще­ствен­ный строй, но и закреп­ля­ют узы реаль­но­сти, кото­рая нахо­дит­ся под угро­зой, когда бого­по­доб­ное созна­ние начи­на­ет пре­вос­хо­дить усло­вия сво­е­го соб­ствен­но­го суще­ство­ва­ния. В отно­ше­нии к таким усло­ви­ям «раз­ли­чие не есть раз­ное. Раз­ное дано. Но раз­ли­чие — это то, посред­ством чего дает­ся дан­ное. Это то, посред­ством чего дан­ное дает­ся как раз­ное.» (Deleuze 2004: 280).

В лите­ра­тур­ной инсце­ни­ров­ке пост­че­ло­ве­че­ско­го обще­ства мы можем опре­де­лить раз­но­об­ра­зие как при­ме­ры варьи­ру­ю­щих­ся путей эво­лю­ции, по кото­рым может пой­ти наш вид. Но раз­ли­чие — это рас­кол в отно­ше­нии пост­че­ло­ве­че­ско­го созна­ния к соб­ствен­ным усло­ви­ям, отдель­но от чело­ве­че­ско­го созна­ния. Это раз­лом спе­ку­ля­тив­ной фан­та­сти­ки, поверх кото­ро­го стро­ит­ся уто­пи­че­ская кри­ти­ка, попыт­ка напи­сать аль­тер­на­тив­ный мир с внут­рен­ней для тако­го мира точ­ки зре­ния, недо­ступ­ный для чело­ве­че­ско­го разу­ма вне аппрок­си­ма­ций и экс­тра­по­ля­ций совре­мен­но­го вооб­ра­же­ния. Раз­но­об­ра­зие соци­о­куль­тур­ных послед­ствий это­го глу­бин­но­го раз­ли­чия созда­ет ряд парал­лель­ных ракур­сов. Они поз­во­ля­ют понять про­ти­во­ре­чия лите­ра­тур­ной уто­пии и ново­го обра­за мыш­ле­ния о чело­ве­че­ском созна­нии, воз­ни­ка­ю­ще­го в силу его раз­об­ще­ния с настоящим.

Ситу­а­ция, в кото­рой Рай­а­ни­е­ми инсце­ни­ру­ет дан­ные пост­че­ло­ве­че­ские выра­же­ния раз­ли­чия при­ме­ни­тель­но к созна­нию, лежит по ту сто­ро­ну про­па­сти пост­син­гу­ляр­но­го буду­ще­го, собы­тия, создав­ше­го фун­да­мен­таль­ный сдвиг в отно­ше­нии чело­ве­че­ства к соб­ствен­ной при­ро­де и все­лен­ной. Его пер­со­на­жи суще­ству­ют в вымыш­лен­ной вер­сии Сол­неч­ной систе­мы после тех­но­ло­ги­че­ской син­гу­ляр­но­сти, спро­во­ци­ро­ван­ной воз­ник­шей воз­мож­но­стью загруз­ки, хра­не­ния и копи­ро­ва­ния созна­ния. Такой кон­троль над созна­ни­ем и его после­ду­ю­щее рас­щеп­ле­ние при­ве­ли к дивер­си­фи­ка­ции новых форм чело­ве­че­ства. Син­гу­ляр­ность при­ве­ла к осу­ществ­ле­нию иде­а­ли­сти­че­ских устрем­ле­ний к пост­че­ло­ве­че­ству, в кото­ром разум может быть пере­во­пло­щен, ско­пи­ро­ван или уси­лен до почти нево­об­ра­зи­мой сте­пе­ни, что обу­слав­ли­ва­ет бес­смер­тие, неве­ще­ствен­ность и новые уров­ни сво­бо­ды от реаль­но­сти. В силу таких тех­но­ло­гий воз­ник­ли новые фор­мы соци­аль­ной орга­ни­за­ции и затем рух­ну­ли в эко­но­ми­че­ский кол­лапс, вой­ну и бук­валь­ную син­гу­ляр­ность, уни­что­жив­шую Юпитер.

В хро­но­ло­гии основ­но­го повест­во­ва­ния тех­но­ло­гии син­гу­ляр­но­сти все еще суще­ству­ют, но их уто­пи­че­ский потен­ци­ал поте­рян. Пер­со­на­жи все еще могут совер­шать бого­по­доб­ные дей­ствия, но глав­ный кон­фликт меж­ду Собор­но­стью и Зоку, с сопут­ству­ю­щей борь­бой, при­тес­не­ни­ем и мани­пу­ля­ци­я­ми, при­да­ет ситу­а­ции отчет­ли­во анти­уто­пи­че­ский харак­тер. Раз­но­об­ра­зие — при­чи­на про­бле­мы, не толь­ко на соци­аль­ном уровне, на кото­ром акцен­ти­ру­ет свой ана­лиз Джей­ми­сон, но и на уровне самой при­ро­ды созна­ния и человечества.

При­ро­да утопии

Джей­ми­сон харак­те­ри­зу­ет уто­пи­че­ское про­стран­ство как «вооб­ра­жа­е­мый анклав в реаль­ном соци­аль­ном про­стран­стве» (2005: 15). Это вскры­тие ради­каль­но­го раз­ли­чия в теку­щей ситу­а­ции посред­ством науч­ной фан­та­сти­ки как «лите­ра­ту­ры когни­тив­но­го отстра­не­ния», по опре­де­ле­нию Дар­ко Суви­на (1979: 4). Уто­пия — это ком­би­на­ция потен­ци­а­ла и жела­ния изме­не­ний, ради­каль­ное отли­чие от теку­щей ситу­а­ции, но ее при­ро­да оста­ет­ся откры­той для обсуж­де­ния. Отде­ле­ние уто­пи­че­ско­го анкла­ва от пре­ду­то­пи­че­ско­го обще­ства и парал­лель­ных анкла­вов, пред­став­ля­ю­щих раз­лич­ные фор­мы уто­пии, кон­стру­и­ру­ет впе­чат­ле­ние иде­аль­ных ост­ро­вов, «уто­пии струк­тур­ной реля­ци­он­но­сти» (Jameson 2005: 221). Отде­ле­ние анкла­ва от внеш­не­го мира может читать­ся через поня­тие Деле­за о необи­та­е­мом ост­ро­ве, кото­рый «был бы лишь гре­зой чело­ве­ка, а чело­век — чистым созна­ни­ем ост­ро­ва» (2002: 10). В про­ти­во­по­став­ле­ние исто­ри­ко-фило­соф­ской повест­ке, эта когни­тив­ная функ­ция физи­че­ско­го или поли­ти­че­ско­го отде­ле­ния зано­во уста­нав­ли­ва­ет чело­ве­че­скую ситу­а­цию как опре­де­ля­ю­щий спо­соб рас­смот­ре­ния уто­пии. Лите­ра­тур­ное исполь­зо­ва­ние чело­ве­че­ско­го созна­ния как отправ­ной точ­ки уто­пи­че­ско­го вме­ша­тель­ства в мыш­ле­ние тес­нее увя­зы­ва­ет­ся с науч­ной фан­та­сти­кой. Для Деле­за пись­мо и мыш­ле­ние пере­пле­та­ют­ся в созда­нии и вос­со­зда­нии наше­го кол­лек­тив­но­го созна­ния и, сле­до­ва­тель­но, наше­го мира.

Невоз­мож­ность науч­ной фан­та­сти­ки, и выте­ка­ю­щий из это­го харак­тер малой лите­ра­ту­ры, отсы­ла­ет к про­бле­ме поме­ще­ния мыс­ли за ее соб­ствен­ные пре­де­лы, что в слу­чае такой науч­ной фан­та­сти­ки, как три­ло­гия «Жан ле Флам­бер», заклю­ча­ет­ся в писа­тель­стве с той сто­ро­ны син­гу­ляр­но­сти. Джо Уол­тон заме­ча­ет, что ста­но­вят­ся все более замет­ны те, кто пыта­ют­ся исполь­зо­вать этот метод пись­ма, и выра­жа­ет недо­воль­ство тем, что «боль­шая часть науч­ной фан­та­сти­ки, кото­рую пишут сей­час, обя­за­на иметь пред­ме­том „пост-син­гу­ляр­ность“ и ста­рать­ся дать опи­са­ния вещам, кото­рые по опре­де­ле­нию не под­да­ют­ся наше­му пони­ма­нию» (2008). Несмот­ря на то, что затруд­ни­тель­но напи­сать пер­со­на­жей, кото­рые обя­за­тель­но долж­ны суще­ство­вать за пре­де­ла­ми наше­го мыш­ле­ния, это ста­но­вит­ся прин­ци­пи­аль­но важ­ным и фак­ти­че­ски воз­мож­ным через сме­ще­ние тер­ри­то­рии, в кото­рой про­ис­хо­дит напи­са­ние и мыш­ле­ние. То, что Уол­тон кри­ти­ку­ет как лите­ра­тур­ную пара­диг­му, на самом деле явля­ет­ся лите­ра­тур­ным про­цес­сом, кото­рый тор­же­ству­ет в сво­ем пора­же­нии — необ­хо­ди­мое раз­об­ще­ние с насто­я­щим, цен­ность кото­ро­го извле­ка­ет­ся в рав­ной мере из при­нуж­де­ния чита­те­ля к ана­ли­зу выду­ман­ной все­лен­ной и ее отно­ше­ния к нашей, и из созда­ния деталь­но­го опи­са­ния спе­ци­фи­че­ской ина­ко­во­сти за пре­де­ла­ми нашей совре­мен­ной точ­ки зре­ния. Кри­ти­ка (Alexander 2012; Holojacob 2013; Weimar 2013) раз­ли­чия и глу­би­ны про­из­ве­де­ний Рай­а­ни­е­ми, из-за кото­рых они труд­но­до­ступ­ны, толь­ко пока­зы­ва­ет, сколь­ко все­го тре­бу­ет­ся для пост­син­гу­ляр­но­го отчуж­де­ния при напи­са­нии про­из­ве­де­ния за рам­ка­ми уто­пи­че­ско­го ракурса.

Во все­лен­ной Рай­а­ни­е­ми есть нечто явно боль­шее, чем уто­пия. Раз­но­об­ра­зие уто­пи­че­ских обществ, вырас­та­ю­щих из раз­ли­чий в опре­де­ле­нии пост­че­ло­ве­че­ства ведет к круп­ным ката­стро­фам, кото­рые обу­слав­ли­ва­ют аль­тер­на­тив­ный режим рас­смот­ре­ния уто­пи­че­ской струк­ту­ры. Джей­ми­сон видит в тра­ди­ци­он­ных кон­цеп­ци­ях иде­аль­но­го и уто­пи­че­ско­го «при­вя­зан­ность к иден­тич­но­сти, кото­рая сего­дня нам кажет­ся доволь­но анти­уто­пи­че­ской» (2005: 167). В пере­мен­ном кон­тек­сте иден­тич­но­сти как раз­ли­чия и отно­си­тель­но­сти, а не поло­жи­тель­но уста­нав­ли­ва­е­мой абсо­лют­но­сти, в эво­лю­ци­о­ни­ру­ю­щих вопло­ще­ни­ях уто­пи­че­ско­го жела­ния стрем­ле­ние к сча­стью пре­вра­ща­ет­ся в стрем­ле­ние к сво­бо­де. Напря­же­ние меж­ду сча­стьем и сво­бо­дой про­яв­ля­ет­ся во мно­же­ствен­но­сти уто­пи­че­ских анкла­вов. Каж­дый из них внут­ренне сво­бо­ден, но име­ет геге­мо­нист­ский харак­тер в силу сво­ей необ­хо­ди­мой изо­ля­ции от аль­тер­на­тив­ных (и тем самым неже­ла­тель­ных) видов организации.

Пре­де­лы утопии

Несмот­ря на то, что уто­пи­че­ские анкла­вы пред­став­ля­ют собой внут­ренне непро­ти­во­ре­чи­вые моде­ли иде­аль­ных соци­аль­ных про­странств, сама воз­мож­ность суще­ство­ва­ния дру­гих анкла­вов с раз­ной при­ро­дой под­чер­ки­ва­ет при­су­щий уто­пии анти­уто­пи­че­ский под­текст. Анти­уто­пия уто­пии про­ис­хо­дит от тота­ли­тар­ной при­ро­ды непро­ти­во­ре­чи­вой и пол­ной систе­мы, зара­нее исклю­ча­ю­щей любые аль­тер­на­ти­вы. Поэто­му пара­докс уто­пии заклю­ча­ет­ся в необ­хо­ди­мо­сти зла, в про­ти­во­вес кото­ро­му может воз­ник­нуть уто­пия, и необ­хо­ди­мо­сти устра­нить такое казу­а­тив­ное зло для осу­ществ­ле­ния вне­вре­мен­ной изо­ля­ции уто­пии от всех бед. Джей­ми­сон сам рас­по­зна­ет дан­ную ситу­а­цию (2005: 188) и пыта­ет­ся ее осво­ить — уто­пия долж­на пере­пи­сы­вать соб­ствен­ные усло­вия, и тем самым сте­реть свое пред­на­зна­че­ние, при этом долж­на допус­кать­ся мигра­ция меж­ду анкла­ва­ми раз­но­об­раз­ных уто­пи­че­ских систем и иде­а­лов. Его пред­ло­же­ние авто­но­мии и изо­ля­ции вли­я­ния (там же: 220) может казать­ся ори­ги­наль­ным реше­ни­ем, но опи­ра­ет­ся на еще один внут­рен­ний пара­докс. Для под­дер­жа­ния уто­пи­че­ской тоталь­но­сти анкла­вам необ­хо­ди­мо отсут­ствие меж­ду ними ком­му­ни­ка­ции, что не поз­во­ли­ло бы недо­воль­ным эле­мен­там узнать о любой аль­тер­на­ти­ве, тем самым делая воз­мож­ность мигра­ции бес­смыс­лен­ной. Несо­глас­ным бы при­шлось поки­нуть то, что они вос­при­ни­ма­ют как тоталь­ную систе­му, и вынуж­ден­но ока­зать­ся в лим­би­че­ском состо­я­нии изгна­ния перед тем, как им пред­ста­вит­ся хотя бы даже веро­ят­ность суще­ство­ва­ния аль­тер­на­тив­но­го обще­ства. Мно­же­ство анкла­вов, где каж­дый анклав счи­та­ет себя един­ствен­но суще­ству­ю­щим — не истин­ное мно­же­ство, а толь­ко про­ти­во­по­став­ле­ние раз­дель­ных, но одно­вре­мен­ных тотальностей.

Но анкла­вы Рай­а­ни­е­ми допус­ка­ют мигра­цию имен­но в силу того, что они зна­ют о суще­ство­ва­нии друг дру­га. Напри­мер, Мие­ли сна­ча­ла поки­да­ет фрак­цию Оор­та, заклю­чив сдел­ку с Осно­ва­тель­ни­цей Собор­но­сти Пел­ле­гри­ни, а затем остав­ля­ет её, что­бы при­со­еди­нить­ся к Зоку, сожа­лея о том, что поз­во­ли­ла снять копию сво­е­го разу­ма. Поэто­му дан­ные анкла­вы не явля­ют­ся истин­ны­ми уто­пи­я­ми: их зна­ние о доступ­ном раз­но­об­ра­зии потен­ци­аль­ных обществ дела­ет их уто­пи­че­ские пре­тен­зии несо­сто­я­тель­ны­ми. В этой ситу­а­ции рас­кры­ва­ют­ся затруд­не­ния в пред­по­ло­же­нии Джей­ми­со­на, что уто­пи­че­ские анкла­вы были бы лише­ны экс­пан­си­о­нист­ских целей или стрем­ле­ния к завоеваниям.

Заво­е­ва­ние тех, кто счи­та­ет­ся дру­гим — устой­чи­вая чер­та чело­ве­че­ской при­ро­ды, кото­рая сохра­ни­лась после пере­хо­да к пост­че­ло­ве­че­ству во все­лен­ной Рай­а­ни­е­ми. Даже у наи­бо­лее откры­то­го обще­ства есть свои пре­де­лы. У рито­ри­че­ски тер­пи­мой Запад­ной либе­раль­ной демо­кра­тии эти пре­де­лы очер­че­ны непри­ем­ле­мо­стью абсо­лю­тист­ских режи­мов, таких, как тота­ли­та­ризм, иско­мый нео­на­ци­ста­ми или экс­тре­ми­ста­ми Ислам­ско­го госу­дар­ства. В цик­ле «Куль­ту­ра» Иэна Бэнк­са есть иден­тич­ная про­бле­ма, выра­жен­ная пре­де­лом Куль­ту­ры по допу­сти­мо­сти суще­ство­ва­ния обществ-агрес­со­ров. Внут­ренне мир­ное, анар­хист­ское и уто­пи­че­ское обще­ство так силь­но при­дер­жи­ва­ет­ся гра­ниц это­го пре­де­ла, что несмот­ря на то, что «уто­пия порож­да­ет мало вои­нов» (Banks 2008b: loc. 72), мас­со­вое опу­сто­ше­ние и после­ду­ю­щая побе­да в куль­ту­ро-иди­ран­ской войне (Banks 2008a) и дру­гих подоб­ных кон­флик­тах пара­док­саль­ным обра­зом утвер­жда­ют необ­хо­ди­мость воен­ной мощи Куль­ту­ры для устра­не­ния обществ воен­но-экс­пан­си­о­нист­ско­го толка.

В рабо­те Рай­а­ни­е­ми дан­ный пре­дел пред­став­ля­ет самую при­ро­ду чело­ве­че­ства в рав­но абсо­лют­ной сте­пе­ни и для анкла­ва Зоку, и для анкла­ва Собор­но­сти. Вымыш­лен­ные все­лен­ные Рай­а­ни­е­ми и Бэнк­са мож­но назвать посту­то­пи­я­ми. В них уто­пи­че­ские обще­ства, кото­рые дей­стви­тель­но пыта­ют­ся пере­пи­сать свою соб­ствен­ную исто­рию и усло­вия, исклю­чая все аль­тер­на­ти­вы, пре­вра­ща­ют мно­го­об­ра­зие в кон­фликт, когда вся реаль­ность ста­но­вит­ся целью уто­пи­че­ско­го жела­ния. Посту­то­пия — это пре­дел раз­ре­ше­ния внут­рен­не­го раз­ли­чия для сво­их анкла­вов, воз­мож­ность аль­тер­на­тив­ных анкла­вов и невоз­мож­ность напи­са­ния пол­но­цен­ных уто­пий с точ­ки зре­ния нашей теку­щей бес­спор­но неуто­пи­че­ской ситуации.

Пози­ция Джей­ми­со­на огра­ни­чи­ва­ет­ся сего­дняш­ни­ми гума­ни­сти­че­ски­ми кон­цеп­ци­я­ми, и зада­ча выхо­да за рам­ки дан­но­го кри­ти­че­ско­го огра­ни­че­ния выпа­да­ет на долю соб­ствен­но науч­но-фан­та­сти­че­ских про­из­ве­де­ний, таких, как у Рай­а­ни­е­ми и Бэнк­са, спо­соб­ных выгля­нуть за рам­ки этих огра­ни­че­ний, не поз­во­ля­ю­щих нам писать вне наших совре­мен­ных ракур­сов. На самом деле, пост­лю­ди ред­ко упо­ми­на­ют­ся в рабо­тах Джей­ми­со­на, зача­стую толь­ко вскользь, воз­мож­но, пото­му что такие суще­ства кажут­ся Джей­ми­со­ну «дале­ки­ми и невоз­мож­ны­ми как нико­гда!» (2005: 211). Та же дилем­ма встре­ча­ет­ся в отве­те Энди Миа на «Пись­мо из Уто­пии» Ника Бостро­ма (2008), где тот сету­ет, что «кажет­ся, что Вы доста­точ­но дале­ки от нашей теку­щей ситу­а­ции» (Miah 2008: 2), и одно­вре­мен­но воз­ра­жа­ет пред­став­ле­нию о том, что «есть нечто непод­власт­ное мое­му соб­ствен­но­му вооб­ра­же­нию. Такой тезис затруд­ни­те­лен для мое­го интел­лек­та» (4). Но про­цесс напи­са­ния пост­че­ло­ве­ка и дол­жен быть ори­ен­ти­ро­ван на этот про­блем­ный раз­рыв дистан­ции и необ­хо­ди­мость изме­не­ния все­го охва­та наше­го вооб­ра­же­ния. Джей­ми­сон сам при­зна­ет, что роль пост­че­ло­ве­че­ства поучи­тель­на в том, что «уто­пи­че­ская ина­ко­вость может ока­зать­ся пло­до­твор­ной имен­но в про­цес­се измыш­ле­ния пост­че­ло­ве­че­ско­го и даже ангель­ско­го» (2005: 175). Мы долж­ны еще раз ука­зать на то, что напи­са­ние пост­че­ло­ве­че­ско­го важ­но в каче­стве окон­ча­тель­ной детер­ри­то­ри­за­ции совре­мен­ных спо­со­бов мыш­ле­ния, кото­рую Делез и Гват­та­ри опре­де­ля­ют как пер­вич­ную харак­те­ри­сти­ку малой лите­ра­ту­ры (1986: 18) и через кото­рую мы можем наи­бо­лее эффек­тив­но отда­лить­ся от про­блем насто­я­ще­го для их кри­ти­че­ской оценки.

Жан ле Флам­бер и пост­че­ло­ве­че­ская идентичность

Метод, кото­рым Рай­а­ни­е­ми наи­бо­лее эффек­тив­но уста­нав­ли­ва­ет дистан­цию для кри­ти­че­ской оцен­ки совре­мен­ных спо­со­бов мыш­ле­ния и его свя­зи с обще­ством и реаль­но­стью, — это эпо­ни­ми­че­ский про­та­го­нист три­ло­гии Жан ле Флам­бер. Рай­а­ни­е­ми исполь­зу­ет это­го пер­со­на­жа, бла­го­род­но­го вора в меж­пла­нет­ном про­стран­стве, для выра­же­ния когни­тив­но­го отчуждения.

Несмот­ря на то, что Жан счи­та­ет, что пони­ма­ет то, как люди дума­ют и как ими мани­пу­ли­ро­вать, и с боль­шим успе­хом исполь­зу­ет раз­лич­ные пост­че­ло­ве­че­ские спо­соб­но­сти в этой вымыш­лен­ной все­лен­ной, он сам, пожа­луй, «чело­веч­нее» дру­гих в сво­их моти­вах. Поми­мо носталь­ги­че­ско­го кли­ше о том, что «чело­ве­че­ское» — это вели­чай­шая сила и вели­чай­шая сла­бость чело­ве­че­ства, через Жана осу­ществ­ля­ет­ся связь меж­ду миром кни­ги и нашим миром, что дает воз­мож­ность для кри­ти­че­ской оцен­ки наших соб­ствен­ных отно­ше­ний с тех­но­ло­ги­я­ми, само­стью и пре­сло­ву­тым кон­струк­том, кото­рый мы назы­ва­ем «чело­ве­че­ское». При­ме­няя тех­но­ло­гии и иден­тич­но­сти всех фрак­ций, но не при­дер­жи­ва­ясь какой-либо опре­де­лен­ной при­ро­ды созна­ния, Жан извле­ка­ет выго­ду из теку­чих свойств раз­но­об­раз­но­го пост­че­ло­ве­че­ства, мути­руя и меняя свои мно­же­ствен­ные иден­тич­но­сти во вре­ме­ни. Он гово­рит: «уди­ви­тель­но, чего мож­но добить­ся, если отой­ти от идео­ло­ги­че­ских раз­ли­чий и твор­че­ски ком­би­ни­ро­вать раз­лич­ные тех­но­ло­гии» (Rajaniemi 2014: 235), под­чер­ки­вая не толь­ко про­из­вод­ствен­ный потен­ци­ал раз­но­об­ра­зия, но и глу­бин­ное внут­рен­нее раз­ли­чие, исхо­дя из кото­ро­го чело­ве­че­ское — в вымыш­лен­ном буду­щем, в нашей совре­мен­но­сти и как общая кон­цеп­ция — может быть под­верг­ну­то детер­ри­то­ри­за­ции и переосмыслению.

Лич­ность Жана, за исклю­че­ни­ем опре­де­лен­ных наме­ков на внеш­ность, как напри­мер его люби­мые синие солн­це­за­щит­ные очки, все­гда измен­чи­ва. По жела­нию или необ­хо­ди­мо­сти он наде­ва­ет новые личи­ны, тела или виды созна­ния, то появ­ля­ясь в мирах Зоку, то мас­ки­ру­ясь под осно­ва­те­ля Собор­но­сти. В нем посто­ян­но его ремес­ло вора, что рас­ши­ря­ет зна­ко­мый по кибер­пан­ку образ про­та­го­ни­ста-хаке­ра дале­ко за пре­де­лы обла­сти взло­ма систем и эко­но­мик, хотя и он при­ме­ня­ет подоб­ные мето­ды. В его дея­тель­ность вхо­дит вскры­тие шка­ту­лок с кван­то­вым зам­ком-голо­во­лом­кой (Rajaniemi 2012: 7–8), кра­жа вре­ме­ни в целях вос­кре­ше­ния из мерт­вых (Rajaniemi 2010a: 214f, 229f), орга­ни­за­ция транс­порт­ной мошен­ни­че­ской пира­ми­ды (Rajaniemi 2014: 19). Его кра­жи — это ком­мен­та­рий не толь­ко на акту­аль­ные вопро­сы о при­ро­де объ­ек­тов, вла­де­нии интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­стью, циф­ро­вом хра­не­нии и кра­же иден­тич­но­сти, но и на при­су­щее жела­нию фун­да­мен­таль­ное вза­и­мо­дей­ствие меж­ду при­об­ре­те­ни­ем и поте­рей. При­ме­ни­тель­но к телу и созна­нию, здесь инсце­ни­ру­ют­ся пре­ва­ли­ру­ю­щие стра­хи перед моди­фи­ка­ци­ей чело­ве­че­ства, а так­же слож­ные про­цес­сы, исхо­дя из кото­рых лич­ная уто­пия в совре­мен­ном обще­стве может быть пред­став­ле­на как жела­ние к нахо­дя­щей­ся в цен­тре, закон­чен­ной и пси­хо­ло­ги­че­ски упо­ря­до­чен­ной само­сти. На пути к этой цели Жан про­во­ра­чи­ва­ет свои вели­чай­шие махи­на­ции, взла­мы­вая куль­ту­ры, иден­тич­но­сти и само созна­ние, при помо­щи сво­ей гиб­ко­сти и сце­ни­че­ской сущ­но­сти он адап­ти­ру­ет­ся к усло­ви­ям сво­ей пост­че­ло­веч­но­сти. Из-за его при­вер­жен­но­сти непо­сто­ян­ству зату­ма­ни­ва­ет­ся вос­при­я­тие его соб­ствен­но­го суще­ство­ва­ния, что выра­жа­ет­ся в репли­ках дру­гих пер­со­на­жей [о нём]: «суще­ство, о кото­ром ты гово­ришь, про­сто миф» (Rajaniemi 2012: 34).

Кон­стру­и­ро­ва­ние Жана — непре­рыв­ный твор­че­ский про­цесс, и он срав­ни­ва­ет роль вора с ролью худож­ни­ка (Rajaniemi 2010a: 200). Он откли­ка­ет­ся на про­из­вод­ство новых отно­ше­ний в пре­де­лах внут­рен­не­го раз­ли­чия, посколь­ку его раз­но­об­раз­ные вопло­ще­ния явля­ют­ся резуль­та­том посто­ян­но­го раз­ли­чия с его соб­ствен­ной неуло­ви­мой само­стью. Дэни­эл Смит пишет о том, как важ­но посто­ян­но пере­пи­сы­вать усло­вия чело­ве­че­ской иден­тич­но­сти, и заяв­ля­ет: «если бы иден­тич­но­сти были зара­нее даны, тогда в прин­ци­пе бы не про­ис­хо­ди­ло про­из­вод­ства ново­го (новых раз­ли­чий)» (Smith 2007: 1). Эта роль деле­зо­в­ско­го раз­ли­чия в непре­рыв­ном пере­осмыс­ле­нии наших соб­ствен­ных усло­вий заклю­ча­ет­ся в спо­со­бе суще­ство­ва­ния, кото­рый Жан при­ме­ня­ет к сво­е­му соб­ствен­но­му созна­нию, регу­ляр­но пере­пи­сы­вая и детер­ри­то­ри­зуя свою чело­веч­ность по все­му диа­па­зо­ну раз­но­об­раз­ных постчеловечностей.

Но эта пере­мен­чи­вая иден­тич­ность еще и рас­щеп­ле­на. В хро­но­ло­гии основ­но­го повест­во­ва­ния Жан пред­став­ля­ет собой толь­ко фраг­мент сво­е­го быв­ше­го (-ых) «я», остан­ки пост­че­ло­ве­ка с бого­по­доб­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, дей­ствия кото­ро­го когда-то сле­до­ва­ли толь­ко его соб­ствен­ным при­хо­тям и жела­нию. Это жела­ние в ходе повест­во­ва­ния сме­ще­но на поис­ки себя, а в его лич­ных иска­ни­ях отра­жа­ет­ся общая кар­ти­на посту­то­пии, изоб­ра­жен­ной Рай­а­ни­е­ми в вымыш­лен­ном мире его про­из­ве­де­ний. Его память была в про­шлом рас­щеп­ле­на и раз­бро­са­на им самим по Сол­неч­ной систе­ме, что­бы скрыть тай­ны его вели­чай­ших сокро­вищ и сла­бых мест: в веще­ствен­ной фор­ме на Мар­се, в исто­ри­ях Зем­ли, как мифи­че­ское зло и как быв­ший зна­ко­мый раз­лич­ных клю­че­вых фигур Собор­но­сти и Зоку. Поэто­му «теку­щее» состо­я­ние Жана в нача­ле «Кван­то­во­го вора» — лишь толь­ко ряд его вза­и­мо­от­но­ше­ний с дру­ги­ми. В пути это­го пер­со­на­жа к само (пере-)открытию мы видим, как воз­ни­ка­ет новый под­ход к сбор­ке пост­че­ло­ве­ка, вопло­ща­ю­щий посту­то­пи­че­ский режим со все­ми его внут­рен­ни­ми кон­флик­та­ми и кри­ти­че­ским потенциалом.

Крис Ланд ком­мен­ти­ру­ет поня­тие деле­зо­в­ско­го раз­ли­чия в спе­ци­фи­че­ском кон­тек­сте пере­пи­сы­ва­ния иден­тич­но­сти через тех­но­ло­гию сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми «если мы поз­во­лим себе под­вер­гать сомне­нию даже осно­ва­ния чело­ве­че­ско­го бытия, мы можем прий­ти к тому, что нам нуж­ны новые кон­цеп­ции суще­ство­ва­ния и субъ­ект­но­сти» (Land 2005: 33). Новые фор­мы обще­ства в посту­то­пии тре­бу­ют новых форм чело­ве­че­ства в пост­че­ло­ве­ке, про­цесс, рас­кры­ти­ем кото­ро­го Жан зани­ма­ет­ся в ходе повест­во­ва­ния трех книг. Фор­ми­ро­ва­ние иден­тич­но­сти Жана как про­цесс, но не бытие, как серия впе­чат­ле­ний и вос­по­ми­на­ний дру­гих пер­со­на­жей, при­во­дит к ново­му спо­со­бу кон­стру­и­ро­ва­ния его лич­но­сти по мере ее раз­ви­тия в про­из­ве­де­ни­ях. Он сбе­га­ет из тюрь­мы, осно­ван­ной на тео­рии игр, где мно­же­ство его вари­а­ций разыг­ры­ва­ют дилем­му заклю­чен­но­го друг с дру­гом. Он воз­вра­ща­ет вос­по­ми­на­ния, бук­валь­но спря­тан­ные им на Мар­се вме­сте с дру­зья­ми. Он ста­но­вит­ся неве­ще­ствен­ным мифом Зем­ли, ответ­ствен­ным за кол­лапс. Его слож­ные вза­и­мо­дей­ствия с дер­жа­ва­ми Зоку и Собор­ность, в част­но­сти любовь его быв­ше­го «я» к Пел­ле­гри­ни, при­вед­шая к тому, что он спро­во­ци­ро­вал кол­лапс, поз­во­ля­ют ему менять сто­ро­ны в меж­пла­нет­ной войне за при­ро­ду человечества.

Раз­ли­чие и кульминация

Он не воз­вра­ща­ет­ся к сво­е­му быв­ше­му бого­по­доб­но­му пост­че­ло­ве­че­ско­му «я», но дости­га­ет новой фор­мы бытия, одно­вре­мен­но более и менее чело­ве­че­ской, и вос­со­еди­ня­ет­ся с иде­ей чело­ве­че­ско­го в сво­их отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми, напри­мер, спа­сен­ны­ми им бежен­ца­ми с Зем­ли, или Мие­ли — его изна­чаль­но недру­же­люб­ной спут­ни­цей, с кото­рой со вре­ме­нем обра­зо­ва­лась эмо­ци­о­наль­ная связь. Скон­стру­и­ро­ван­ная Жаном новая фор­ма созна­ния заклю­ча­ет­ся в чистом раз­ли­чии с самим собой и раз­но­об­ра­зии в сово­куп­но­сти его свя­зей с дру­ги­ми, что под­дер­жи­ва­ет кон­струк­тив­ный кон­фликт меж­ду жела­ни­ем и поте­рей для чело­ве­че­ства и постчеловечества.

Куль­ми­на­ция дости­га­ет­ся в кон­це три­ло­гии, когда Жан жерт­ву­ет собой, что­бы спа­сти Все­лен­ную. Вна­ча­ле он запус­ка­ет идио­син­кра­ти­че­ски про­ду­ман­ный план завер­ше­ния кон­флик­та меж­ду Собор­но­стью и Зоку. На более лич­ном уровне спа­са­ют­ся Мие­ли и выжив­шие с Зем­ли, кото­рых мож­но рас­смат­ри­вать соот­вет­ствен­но как само­го близ­ко­го ему чело­ве­ка и утра­чен­ную осно­ву чело­ве­че­ства в целом, несмот­ря на его ответ­ствен­ность за их участь. Сам он откры­ва­ет опас­ный гам­бит, поста­вив на кон реаль­ность. Абсо­лют­ный Пре­да­тель, сбой в рабо­те тюрь­мы «Дилем­ма», стре­мит­ся погло­тить всю все­лен­ную. Это тем­ное эхо худ­ше­го в пост­че­ло­ве­че­ском может совер­шен­но ими­ти­ро­вать сво­их оппо­нен­тов, под­чи­няя их сво­ей воле к доми­на­ции. Жан повер­га­ет эту обла­да­ю­щую созна­ни­ем мани­фе­ста­цию чистой анти­уто­пии путем посту­то­пи­че­ско­го мыш­ле­ния. Созда­вая мно­же­ство ите­ра­ций само­го себя, вызы­вая мно­же­ство раз­дроб­лен­ных вос­по­ми­на­ний вме­сте в супер­по­зи­ции к Абсо­лют­но­му Пре­да­те­лю, он исполь­зу­ет раз­но­об­ра­зие сво­ей само­сти в атем­по­раль­ной сре­де, что­бы вве­сти в игру свой внут­рен­ний кон­фликт. Обру­шен­ное на Абсо­лют­но­го Пре­да­те­ля чистое раз­ли­чие возы­ме­ло успех — герой и чудо­ви­ще вза­и­мо­ис­клю­ча­ют друг дру­га, и раз­но­об­раз­ные вари­ан­ты пост­че­ло­ве­че­ства могут суще­ство­вать даль­ше. Посту­то­пи­че­ское пост­че­ло­ве­че­ское обра­зу­ет зер­ка­ло, кри­ти­ку и отри­ца­ние деструк­тив­ных тен­ден­ций чело­ве­че­ства. Куль­ми­на­ция посту­то­пии может выве­сти на перед­ний план усло­вия раз­ли­чия для созда­ния под­лин­но новых выра­же­ний сознания.

Несмот­ря на жерт­ву Жана, посту­то­пи­че­ские обще­ства про­из­ве­де­ний не дости­га­ют такой куль­ми­на­ции в кон­це три­ло­гии. Сам Жан дости­га­ет ново­го уров­ня созна­ния и может взло­мать все­лен­ную и вый­ти за рам­ки теку­щей реаль­но­сти. Про­ти­во­бор­ству­ю­щие сто­ро­ны же про­сто ока­зы­ва­ют­ся раз­де­лен­ны­ми, но не дости­га­ют новой фор­мы пост­че­ло­ве­че­ства, что может быть слиш­ком чело­ве­че­ским реше­ни­ем дилем­мы кон­флик­ту­ю­щих анкла­вов. Зоку, Зем­ля и Мие­ли попа­да­ют в парал­лель­ную реаль­ность, остав­ляя Собор­но­сти воз­мож­ность при­тя­зать на нашу Сол­неч­ную систе­му и раз­ре­шить свои соб­ствен­ные внут­рен­ние кон­флик­ты. Пел­ле­гри­ни даже гово­рит, что про­сто возь­мет аль­тер­на­тив­но­го Жана из тюрь­мы «Дилем­ма» и пред­при­мет даль­ней­шие попыт­ки взло­мать реаль­ность (Rajaniemi 2014:287), не пере­осмыс­ли­вая свою при­ро­ду. Это абсо­лют­ное выра­же­ние анкла­ва — на уровне реаль­но­сти — сабо­ти­ру­ет уси­лия Жана пре­воз­мочь свою как анти­уто­пи­че­скую, так и посту­то­пи­че­скую (сре­ди мно­гих) суть: иска­же­ние уто­пи­че­ской пост­че­ло­ве­че­ской силы в эго­и­стич­ной лич­но­сти, и одно­вре­мен­ные раз­дроб­лен­ные ите­ра­ции со сво­им соб­ствен­ным у каж­дой виде­ни­ем того, что зна­чит быть Жаном ле Флам­бе­ром. В послед­ние мгно­ве­ния сво­ей жиз­ни он ста­но­вит­ся чем-то дру­гим, жестом кри­ти­че­ско­го раз­ли­чия от мно­же­ства раз­но­об­раз­ных пост­лю­дей худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, а так­же от кон­стру­и­ро­ва­ния чело­ве­че­ства в общем, резо­ни­руя с нашей насто­я­щей ситу­а­ци­ей, где тех­но­ло­ги­че­ский потен­ци­ал может при­ве­сти к любо­му (или несколь­ким) из прак­ти­че­ски не огра­ни­чен­но­го чис­ла вари­а­ций будущего.

Невоз­мож­ность выпол­нить зада­чу Жана в рам­ках чело­ве­че­ства в общем отра­жа­ет невоз­мож­ность напи­са­ния с пост­че­ло­ве­че­ской точ­ки зре­ния. Пока­за­тель­но то, что его новое состо­я­ние обя­за­тель­но долж­но быть мгно­вен­но уни­что­же­но. Нам как чита­те­лям остав­ля­ет­ся зада­ча вооб­ра­зить под­лин­но пост­че­ло­ве­че­ское уто­пи­че­ское про­стран­ство, но, пыта­ясь раз­ре­шить такую невоз­мож­ную голо­во­лом­ку, мы можем достиг­нуть новых кри­ти­че­ских ракур­сов на наши соб­ствен­ные кон­цеп­ции о чело­ве­че­стве. Что­бы пол­но­стью понять чело­ве­че­ство, мы долж­ны скон­стру­и­ро­вать пози­цию раз­об­ще­ния с исто­ри­ей, с сами­ми собой и пол­но­стью с фор­ма­ци­ей созна­ния в его свя­зи с реаль­но­стью. Мы долж­ны пере­опре­де­лить усло­вия дис­кус­сии, мы долж­ны пере­пи­сать сознание.

Цити­ро­ван­ная литература

Alexander, Niall. 2012. ‘A Quantum Conundrum: The Fractal Prince by Hannu Rajaniemi’. Tor.com. 27 September 2014. http://www.tor.com/ (accessed 23 February 2015).

Banks, Iain M. 2008a (1987). Consider Phlebas. London: Orbit. Kindle edition.

. 2008b (1990). Use of Weapons. London: Orbit. Kindle edition.

Bostrom, Nick. 2008. ‘Letter from Utopia’. Studies in Ethics, Law and Technology 2.1, 6:1–7.

Deleuze, Gilles. 2002. Desert Islands. Los Angeles: Semiotext (e).

— 2004. Difference and Repetition. London: Continuum.

— and Félix Guattari. 1986. Kafka: Towards A Minor Literature. Minneapolis: University of Minnesota Press.

— 2004. Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia. London: Continuum.

Doctorow, Cory. 2003. Down and Out in the Magic Kingdom. London: Harper Voyager. Kindle edition.

Holojacob. 2013. ‘The Quantum Thief by Hannu Rajaniemi — Book Review’. Holo Writing. 6 March 2013. http://holowriting.wordpress.com/ (accessed 23 February 2015).

Jameson, Fredric. 2005. Archaeologies of the Future: The Desire Called Utopia and Other Science Fictions. London: Verso.

Land, Chris. 2005. ‘Technology, Text, Subject: ‘After’ the Human’. Journal of Critical Postmodern Organization Science 3.4: 23–35.

Miah, Andy. 2008. ‘Letter to Utopia’. Studies in Ethics, Law and Technology 2.1, 7:1–6.

Rajaniemi, Hannu. 2010a. The Quantum Thief. London: Gollancz. Kindle edition.

2012. The Fractal Prince. London: Gollancz. Kindle edition.

2014. The Causal Angel. London: Gollancz. Kindle edition.

Smith, Daniel W. 2007. ‘Conditions of the New’. Deleuze Studies 1.1: 1–21.

Suvin, Darko. 1979. Metamorphoses of Science Fiction: On the Poetics and History of a Literary Genre. New Haven: Yale University Press.

Walton, Jo. 2008. ‘The Singularity Problem and Non-Problem’. Tor.com. 22 July 2008. http://www.tor.com/ (accessed 16 December 2014).

Weimar, Paul. 2013. ‘BOOK REVIEW: The Fractal Prince by Hannu Rajaniemi’. SF Signal. 18 July 2013. http://www.sfsignal.com/ (accessed 23 February 2015).

Garfield Benjamin
Гар­филд Бен­джа­мин

Тео­ре­тик куль­ту­ры и прак­тик циф­ро­вых медиа из Уни­вер­си­те­та Вул­верх­эмп­то­на. Инте­ре­сы: ком­пью­тер­ные игры, sci-fi, онлайн-медиа, при­ват­ность и циф­ро­вое искусство.

digitalcultu.re
  1. Гого­ли — назва­ния эму­ля­то­ров моз­га, «мёрт­вых душ», в про­из­ве­де­ни­ях три­ло­гии. (прим. пер.) 

Последние посты

Архивы

Категории