Охайо! Соскучились по долгим текстам на тему киберпанка?
Сегодня я хочу поднять тему, которая приобретает актуальность всякий раз после попыток дать определение жанру «киберпанк» — точная принадлежность к жанру тех или иных произведений. Как только начинают выделять чёткие критерии, сразу же находятся серьёзные расхождения у основных представителей жанра в литературе, фильмах, играх, графических романах и аниме. Более того, некоторые признаки киберпанка можно найти в работах, которые формально и вовсе не принадлежат к жанру.
Итак: cyberpunk. Не думаю, что здесь найдутся люди, не знакомые с определением. Так или иначе, признаки назовут все. Кто-то упомянет больше, кто-то меньше. Ошибкой будет делать акцент на одних, умаляя другие. Надо понимать, что жанровая литература по своей структуре весьма неоднородна. Киберпанк вызывает столько споров именно потому, что находится на стыке многих других жанров и одновременно сам является разновидностью научной фантастики. Каждый писатель, девелопер или же художник пытается нам показать в чём-то оригинальный мир и добавляет в него своё видение и интерпретацию того, как он понимает киберпанк.
Именно через призму субъективного восприятия и стремления развивать понятие — рождаются споры. Однако, на мой взгляд, дальнейшее категоричное дробление понятия киберпанк излишне. Например, феномен того же посткиберпанка — он неотделим от жанра, имеет всего пару отличительных черт, но даже в рамках основного понятия эти отличия не настолько заметны. Это всего лишь несколько шагов обратно в направлении sci-fi. В таком случае нам придётся признать половину произведений отдельными жанрами. Но ограничивать попытки к самоопределению и привнесению новых тенденций в определение жанра в высшей мере неразумно. Как неоднократно говорилось ранее, определение жанра — это не более чем идентификатор и ярлык, созданный для того, чтобы проще было ориентироваться в огромном море художественных произведений. Не более чем «тэг», по которому произведение смогут найти люди, которым оно потенциально понравится.
Мы имеем дело с фантазией авторов, которые хотят не только рассказать свою историю через построенный сюжет и раскрытие характеров, но хотят нас также и удивить, создать нечто новое, раскрыть смысловой конструкт с совершенно новой стороны. Посмотреть на вещи с такого угла, под которым проблему ещё никто не обсуждал. Именно поэтому жанр обрастает нехарактерными особенностями, стремясь включить в себя новые признаки либо же лишиться старых. Надо понимать, что стилистика, через которую мы воспринимаем художественный замысел автора, есть лишь способ коммуникации с читателем.
Я очень часто сталкиваюсь с негативной реакцией разных людей на попытки авторов увеличить разнообразие в жанре. Для многих нынешнее понятие киберпанка недостаточно хромировано, слишком мало бунтарства и внимания к касте технического фронта. В последнее время практически любое новаторство в жанре, вынесенное на общий суд, получает большое количество негативных отзывов. Для одних — слишком сильно удалено от основоположников, для других — избито и многократно повторено.
Наиболее яркие представители, с наименьшим отклонением от общепринятых наборов характеристик, составляют семантическое ядро жанра. Но произведений такого уровня весьма немного, и все они хорошо известны искушённому читателю. Основоположники начинали выводить жанр с категории sci-fi — центрального сектора поля понятия «киберпанк». Далее произошло выделение подвида научной фантастики, ввиду популярности темы, в отдельный жанр «киберпанк». Важно отметить, что, несмотря на всю притягательность микса из мрачной романтики, антиутопии и хай-тека, киберпанк является довольно узким жанром. Поэтому многие довольно быстро поспешили нам заявить следующее: «Если киберпанк и был, то давно умер».
Писатели, которые не поддаются на стереотипную критику фанатов жанра и продолжают экспериментировать, двигаясь вперёд, хорошо понимают, что в творчестве нет запрещённых приёмов, никто не может взять и ограничить возможность замикшировать космооперу с фэнтези, запретить делать больший уклон в детективную составляющую, либо ограничить возврат к старому доброму sci-fi. Именно здесь, в тысяче направлений, расходящихся от ключевых конструкций семантического ядра понятия «киберпанк», мы видим пути развития жанра.
Попробуем сопоставить киберпанк, как нечто, вышедшее из шинели sci-fi, с синкретическими религиозными учениями, такими как Вуду или Телема. Авторы первых текстов брали за основу научную фантастику и смешивали её до необходимого эффекта с остальными направлениями. Тем и хороши синкретическая религия или жанр, что они способны к эволюции, обрастая со временем как абсолютно новыми элементами, так и изменяя роль старых. В любом направлении, жанре, религии и семантическом поле существуют преследователи чистоты понятия, которые будут жаждать классификации и ранжирования, деления на каноничные и не каноничные сюжеты, разбивки любого сюжета и порой рассмотрения его как абсолютно неприемлемого. В девяноста процентах случаев подобные люди вовлечены в ту или иную культуру очень мало и знакомы с ней поверхностно, на уровне Википедии. Таким образом, если всматриваться в структуру каждого понятия, даже будучи хардкорным фанатом, разбирающийся человек не станет рассматривать произведение жанра как нечто отвлечённое от него самого, а лишь укажет на стилистические особенности, внесённые автором.
В ходе становления истории человечества нами было собрано настолько большое количество изобретённых и устоявшихся идей и форм, настолько сильно развилось и расширилось семантическое поле любого понятия, что придираться к нечёткости соотнесения с канонами жанра по некоторым ключевым признакам было бы неправильным ходом. Никому не интересно читать и писать об одном и том же. Неизбежно появится тяга к новизне, и не важно, за счёт чего, будь то добавление примесей и оттенков другого жанра, либо же возврат к истокам, либо же что-то ещё, пусть даже совершенно новое.
Поэтому, дорогие ценители историй о песнях искусственного разума в мрачных декорациях декаданса человечества, призываю вас сложить копья войны на поле битвы за чистоту понятия жанра. Это невозможно. Просто миф. Каждый раз, находясь в безумной погоне за тем, чтобы отделить ложь от истины, вы упускаете то единственное, ради чего всё затевалось, особенно в области геймдева и литературы. Только новые и новые попытки вас удивить дают каждый раз второе дыхание всеми любимой теме. Именно поэтому такова неоднородность наших новостей, ведь в потоке информационного разнообразия, среди его обширных пластов, между строчками кода, произведениями писателей, картинами, играми и даже гифками с робототехникой, именно тут и находится истинное понятие жанра «киберпанк».
Стабильного подключения, чаммер.
Disconnect.