- Оригинал публикации: The Untold Story of Jaime Levy, Punk-Rock Cyber-Publishing Pioneer (2018)
Однажды в начале девяностых Джейми Леви, панк-рокерша и хакер из Лос-Анжелеса, вошла в Тиш Билдинг Нью-Йоркского университета без приглашения. В девушке говорили напыщенность и отчаяние: она хотела присоединиться к университетской программе по интерактивным телекоммуникациям, но думала, что ее никогда бы не пригласили на собеседование. Она бродила по четвертому этажу, пока ее не отвели в офис к Рэд Бёрнс, почтенной женщине-председателю с колючими рыжими волосами, которую иногда называли крестной матерью Кремниевой аллеи. Джейми была напугана, но у нее было лишь два дня в городе. Она сказала Бёрнс, что хочет рассказывать истории с помощью компьютеров. Бёрнс оказалась неравнодушной к Джейми — девчонке, у которой был только скейтборд и компьютер Amiga — и приняла ее на обучение с полной стипендией.
Джейми провела студенческие годы в Нью-Йоркском университете, экспериментируя с интерактивным мультимедиа-контентом. В работе над магистерской диссертацией она взяла за основу DIY-идеалы панка и воспользовалась новыми «издательскими» возможностями настольных компьютеров. Так появился электронный журнал Cyber Rag, который выпускался на дискете и напоминал панк-рок фэнзин, а каждый его «выпуск» сопровождался цветными печатными этикетками. Когда пользователь загружал журнал на Макинтоше, его истории оживали вместе с изображениями, позаимствованными из Village Voice, The Whole Earth Review, Mondo 2000 и Newsweek. Картинки были собраны в коллаж и походили на сделанные вручную ксерокопии. Созданный с использованием Apple HyperCard и MacPaint, журнал Cyber Rag был первой публикацией в своем роде. Джейми не ограничилась самодельными анимированными вставками и добавила авангардные интерактивные игры (в одной из них нужно преследовать Мануэля Норьегу в Панаме), руководства для хакеров, а также язвительные размышления о хиппи, проникновении на посвященные компьютерам выставки и киберпространстве.
После окончания университета Джейми вернулась в Лос-Анджелес и переименовала журнал, назвав его Electronic Hollywood. Хотя девушка и работала наборщицей текста, она распространяла Electronic Hollywood через независимые книжные и музыкальные магазины, и тиражи журнала регулярно раскупались. Новинка принесла ей внимание американских СМИ, которое она использовала, чтобы наладить продажи по почте. После того как ее журнал появился в выпуске Mondo 2000 — издания о киберкультуре — заказы и письма фанатов потекли рекой. Девушка сделала всего пять выпусков, но при этом ей удалось продать более 6000 копий по 6 баксов за штуку. Это был неплохой результат, если учесть, что на создание одной дискеты нужно было меньше 50 центов.
Вернувшись в Нью-Йорк, Джейми стала первой знаменитостью Кремниевой аллеи. Она была настоящей девушкой с обложки в глазах новоиспеченных 20-летних гигантов медиапространства, готовых перевернуть мир с ног на голову. Джейми была крашеной блондинкой, «Куртом Кобейном из Интернета» и прожженным хакером. Экран телевизора в ее лофте был по совместительству монитором Макинтоша, а мерцающий красный свет, обычно нужный слабослышащим людям, сообщал о входящих звонках сквозь гул стереосистемы. У каждого, кто хоть немного относил себя к зарождающейся техноконтркультуре, были копии Cyber Rag и Electronic Hollywood. Среди последователей был даже известный британский рок-исполнитель Билли Айдол. Он обожал дискеты Джейми и решил, что одна из них нужна ему для альбома Cyberpunk. Они заключили сделку: за 5000 долларов Джейми должна была сделать для Билли его собственную дискету. «Он просто очень хотел потусоваться со мной», — вспоминает девушка. Однажды ночью они проводили время в печально известном клубе Club Fuck в Лос-Анджелесе и напились так сильно, что Билли бросил ее через стол и сломал ей руку. «Мне нужно было делать анимацию для его дискеты, но я не могла работать основной рукой».
Альбом Айдола провалился, но Джейми сохранила репутацию смышленого интернет-пользователя. Она получила нормальную работу в городе Уайт-Плейнс, где трудилась в IBM над «созданием идиотского интерфейса». Девушка носила мешковатые клетчатые рубашки, поэтому ее часто принимали за уборщика. Однажды коллега показал ей Mosaic — первый браузер для навигации по всемирной паутине. Мир Джейми перевернулся: ее электронные журналы были настоящим прототипом веб-сайтов с навигацией по гиперссылкам и «страницами» со звуком, видеоматериалами и текстом. «Когда вышел браузер, я сказала: „Больше никакого фиксированного формата. Я буду изучать HTML — и точка“». С работы она уволилась.
Примерно в то же время Джейми начала устраивать вечеринки в своем лофте на Авеню Эй. Они проходили под названием CyberSlacker, что было данью уважения Gen‑X для интернет поколения 90‑х. Мероприятия CyberSlacker были первыми вечеринками в Кремниевой аллее. Всего за несколько лет приток денег, связанных с интернет-бизнесом, превратил район Флатирон в масштабный центр разгульного образа жизни. Когда руководители компаний-стартапов с многомиллионными активами вроде Razorfish и DoubleClick становились знаменитостями, их средства, полученные с публичного размещения акций, уходили на танцовщиц и пирамидки из алкогольных напитков, а фотографии с сомнительных вечеринок попадали из Silicon Alley Reporter в раздел сплетен газеты New York Post. Самые скандальные вечеринки Аллеи финансировались одной из первых компаний в сфере интернет-вещания Pseudo. Ее генеральный директор Джош Харрис приобрел дурную славу за то, что собирал вместе видных деятелей в области технологий, жадных предпринимателей, художников, музыкантов и нью-йоркскую клубную молодежь, с каждым разом тратя все больше и больше денег. «Джош Харрис всегда твердит, что не крал моих идей, — говорит Джейми, у которой никогда не было таких ресурсов, — но этого просто не может быть».
Для многих первое знакомство с Интернетом произошло в лофте Джейми. Это был компьютер Mac II ее друга-хакера по имени Фибер Оптик (Phiber Optik) с подключением к Интернету на скорости 28,8 кбит. В то время как авангардный гитарист Эллиот Шарп выступал вживую, а другой ее друг, DJ Spooky, играл хаус-музыку, гости Джейми собирались вокруг маленького экрана Макинтоша. В начале 1994 года во всем мире было менее 1000 веб-сайтов (в основном это были персональные домашние страницы). Эти новообращенные называли себя «ранними истинно верующими» и считали год знакомства с веб-пространством подтверждением собственного статуса, прямо как первые панки, появившиеся в 1977 году. Вскоре пузырь лопнул, и в нью-йоркском журнале появилась история о Джейми и ее сверстниках. Этот период времени в ней определялся так: «1995 год — это круто. 1996 или ранний 1997 годы — неплохо. Все, что идет после — не заслуживает внимания. Придя в двухтысячном, ты будешь настоящим неудачником: твой ребенок недавно закончил колледж, а ты сам — бизнесмен лет пятидесяти, одетый в костюм — пойдешь в последних рядах в надежде получить еще одну сотню миллионов долларов».
В 1995 году компания-разработчик ПО под названием Icon CMT связалась с Джейми. Девушка, которая была на пике славы, получила предложение стать креативным директором нового онлайн-журнала под названием Word. Бюджет был хорошим — по крайней мере, лучше, чем ничего — и его можно было сравнить со средствами, которые были у Джейми в первое время продаж Cyber Rag. У нее появилась возможность установить планку качества для того, что издательства могли делать в этой новой веб-среде. Ей не хотелось, чтобы Word считали продуктом модных тенденций, который можно сравнить с неудачным налетом Билли Айдола на киберпанк.
Благодаря предыдущему опыту Джейми в интерактивном дизайне и своевременному найму кадров — включая арт-директора Йоши Содеоку — сайт стал стандартом качества в сфере онлайн-изданий. Среди прочего, на сайте Word.com образца примерно 1998 года был собственный чат-бот по имени Fred the Webmate — пиксельный мизантроп и уроженец Нью-Йорка, с которым можно было говорить, набирая вопросы на клавиатуре. Фред был морально надломлен и страдал от проблем сексуального характера, о которых он часто упоминал, но отказывался обсуждать. Когда на Фреда давили, он утверждал, что был недавно уволен крупной медиа-компанией). Еще на сайте была интерактивная игра про выдавливание прыщей, бестолковые интерактивные игрушки вроде мультипликационной микроволновки, в которую нужно было затащить собаку и, по меньшей мере, один рассказ человека, который однажды получил кофейную клизму. Формула сработала, и к 1998 году у веб-страниц Word было 95 000 ежедневных просмотров и от 1 до 2 миллионов просмотров в неделю. Когда в New York Times появилась первая статья, объясняющая читателям, что такое веб-браузер, сайт Word.com был использован в качестве примера.
В конце 1996 года Джейми Леви устроила последнюю вечеринку CyberSlacker. В усиливающемся хаосе интернет-бизнеса ей было трудно сосредоточиться. Через полтора года она ушла из Word и стала заниматься фрилансом. Вскоре после этого было принято бизнес-решение, которое можно было сделать только в бреду: Word был куплен за 2 миллиона долларов холдинговой компанией, которая специализировалась на промышленном производстве рыбной муки.
Джейми думала, что, уйдя из журнала, она найдет еще один высокооплачиваемый творческий проект, однако положение дел изменилось. Поиск фриланс-проектов давался девушке с трудом, и ее годовой доход стремительно падал. Она провела год за работой над Malice Palace — чатом-антиутопией, вдохновленном постапокалиптической версией Сан-Франциско. Джейми украшала интерфейс изображениями сгоревших зданий, принадлежавших технологическим компаниям, радиоактивными буррито и зомби-наркодельцами. Она основала свою собственную студию цифрового производства Electronic Hollywood. К ее большому несчастью, это случилось накануне краха фондового рынка. «Это было критической точкой», — вспоминает она. «Я потратила слишком много времени и денег на работу без какой-либо бизнес-модели и возврата инвестиций». В 34 года Джейми вернулась в Лос-Анджелес. Девушка купила квартиру в Сильвер-Лэйк и машину. Она начала с чистого листа. Крах компании запятнал ее репутацию: начав снова искать работу, она не стала упоминать в своем резюме должность генерального директора в интернет-бизнесе. Вместо этого она говорила работодателям, что работала дизайнером интерфейсов в собственной компании.
Когда Zapata, компания по переработке рыбной муки, наконец закрыла Word, все произошло очень быстро. Джейми удалось стащить резервную копию, когда она была в редакции журнала в последний раз, но она «облажалась и оставила ее в метро». На данный момент Word находится в режиме оффлайн гораздо дольше, чем был активен. Дискеты Джейми Леви лежат в ее домашнем офисе. Она восстанавливает их и надеется когда-нибудь выставить в музее. Ее работа так же важна, как и все денежные состояния, приобретенные и потерянные в ходе лихорадочных сделок, которые превратили Интернет из средства обмена данными для академической среды в бьющееся экономическое и культурное сердце нашего мира.
Джейми не стала богатой, а многое из того, что она создала, было стерто в процессе медленного разложения в Интернете, или же связано с мультимедиа-контентом, который доступен лишь цифровым архивистам с соответствующими средствами воспроизведения. О достижениях Джейми трудно вспомнить, но это не делает их менее значимыми. Ее усилия — это артефакты, сама сеть — динамический артефакт, бесконечная беседа, которая движется по кругу снова и снова в мягком эхе некогда оглушительной популярности.